Гражданский язык. Язык судопроизводства

Принципы гражданского судопроизводства:

  • принцип законности;
  • принцип независимости судей;
  • принцип несменяемости судей;
  • принцип осуществления правосудия только судом;
  • принцип сочетания единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел;
  • принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом;
  • принцип гласности судебного разбирательства;
  • принцип государственного языка судопроизводства;
  • принцип доступности судебной власти и оказания бесплатной юридической помощи для отдельных категорий населения;
  • принцип диспозитивности;
  • принцип состязательности;
  • принцип судебной или юридической истины;
  • принцип формального процессуального равенства сторон;
  • принцип сочетания устности и письменности;
  • принцип непосредственности исследования доказательств;
  • принцип непрерывности судебного разбирательства;
  • принцип применения аналогии закона или права.

Принцип законности

Принцип законности утверждает верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом, содержание и действие права, начиная с его формирования в процессе правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права.

Является одним из основных межотраслевых критериев определения качества и эффективности гражданского процесса. Содержание принципа законности закреплено международными актами России, Конституцией РФ (далее по тексту – «ОЗ» или «Основной закон») и статьями каждой отрасли права, в том числе и гражданского процессуального права. Его содержание сводится к точному и неуклонному соблюдению, исполнению и применению судом законов и иных нормативных актов.

Процессуальное содержание принципа сводится к тому, что суд строит свою деятельность на соблюдении закона, а материально – правовое содержание принципа выражается в применении его в целях восстановления нарушенной законности.

Содержание принципа охватывает самые различные правовые и организационные средства, обеспечивающие правильное применение норм материального и процессуального права в конфликтных ситуациях. В него, прежде всего, входят система процессуальных средств по поддержанию процессуальной дисциплины в судопроизводстве и санкции за неправильное применение юридических норм.

Принцип законности регламентирует также процессуальное положение судей и иных участников судопроизводства, порядок рассмотрения и разрешения дела, защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Принцип законности проявляется во всех стадиях гражданского процесса. Все действия суда с момента принятия заявления и до вынесения судебного решения должны совершаться в строгом соответствии с нормами права.

Принцип независимости судей

Ст. 120 Основного закона устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только ОЗ и федеральному закону. Данный принцип можно разделить на два составляющих правила: судьи подчиняются ОЗ и федеральному закону, а в случае, если нормативный акт противоречит им, суд вправе не применять его. Подчинение судей точным указаниям материального и процессуального закона означает их независимость от должностных лиц, различных органов и их актов, а также иных влияний.

Независимость судей обеспечивается и другими гарантиями. Наиболее важные из них закреплены в ОЗ: несменяемость судей, особый порядок прекращения или приостановления полномочий, неприкосновенность и возможность привлечения к уголовной ответственности только в порядке, определяемом федеральным законом.

Независимость судьи обеспечивается:

  • предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
  • установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • правом судьи на отставку;
  • неприкосновенностью судьи;
  • системой органов судейского сообщества;
  • предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и военных судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов.

Независимость судьи обеспечивается системой органов судейского сообщества, которые специально созданы для выражения интересов судей. Эти органы рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного обеспечения, а также правового и социального положения судей.

Принцип несменяемости судей

В соответствии с ОЗ (ст. 121) судьи несменяемы. Это означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке, эти полномочия не ограничены определенным сроком. Исключения из этого правила специально оговариваются законом.

Несменяемость судьи означает сохранение им занимаемой должности, до момента ухода судьи в отставку по доброй воле. Несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судьи.

Полномочия судьи могут быть прекращены по иным основаниям, описанным в Законе «О статусе судей», однако судья, полномочия которого прекращены, может обжаловать решение квалификационной коллегии в Верховный Суд РФ.

Согласно ОЗ, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

В соответствии с Законом «О статусе судей», полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим — его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных Законом.

Закон обязывает судей при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать поступков, которые могли умалить авторитет судебной власти, честь и достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, судья подлежит восстановлению в прежней должности.

Принцип осуществления правосудия только судом

Сущность данного принципа заключается в том, что правосудие состоит в рассмотрении и разрешении государственными судами в установленном законом процессуальном порядке конкретных судебных дел с вынесением по ним законных и обоснованных судебных постановлений.

Из этого следует два вывода практического характера:

  • другие государственные и общественные органы не должны нарушать судебную компетенцию и пытаться разрешать дела, отнесенные законом к исключительному ведению суда;
  • разрешение правовых вопросов иными органами в рамках их компетенции правосудием не является.

Строго определенный процессуальный порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел характерен лишь для судопроизводства. Рассмотрение гражданских дел другими органами или организациями не облечено в строгую процессуальную форму. Действие данного принципа проявляется:

  • в праве контроля суда за законностью действий административных органов и должностных лиц в случае применения ими гражданского законодательства;
  • в контроле суда за законностью решений третейских судов при их исполнении;
  • в принудительном исполнении судебным приставом – исполнителем под контролем суда судебных актов;
  • в вынесении окончательного решения судом в случаях разрешения определенного спора несколькими органами, в число которых входит суд.

Принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел

Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально в составе трех и более профессиональных судей.

Рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей.

Наряду с коллегиальным рассмотрением гражданских дел в судах первой инстанции законодателем допускается и единоличное их рассмотрение. Так, мировой судья единолично рассматривает дела.

В случае, когда судья единолично рассматривает гражданские дела и совершает отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда. Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов. Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций суды рассматривают коллегиально.

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом

Осуществление правосудия по гражданским делам на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств (ст.19ОЗ, ст.6 ГПК РФ).

Равноправие перед законом и судом обеспечивается тем, что каждое судебное дело рассматривается в одном и том же порядке, в одних и тех же процессуальных формах, с одинаковым объемом гарантий для лиц, участвующих в деле. Этим достигается возможность равного удовлетворения законных требований граждан, заинтересованных в исходе дела, и равная для них возможность отстаивать свои права перед судом.

Правосудие по делам, отнесенным законом к ведению суда общей юрисдикции, осуществляется только судами, входящими в единую систему судов общей юрисдикции. Эта система обеспечивает объективное рассмотрение и разрешение этих дел между гражданами и организациями. Каких-либо специальных судов для рассмотрения споров между гражданами и организациями либо для граждан в зависимости от признаков, перечисленных в ст. 6 ГПК РФнет.

Материальной основой равенства прав и свобод граждан служит то, что все они юридически или фактически равны по отношению к орудиям и средствам производства. Это предопределяет их политическое равенство и равноправие во всех других областях.

Принцип гласности судебного разбирательства

Принцип гласности судебного разбирательства предполагает во всех судах открытое слушание дел. Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом, при этом дела рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства.

О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение.

При рассмотрении дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда.

Решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних.

В зависимости от круга лиц, которые могут быть ознакомлены с деятельностью судов, различают гласность для сторон и других участвующих в деле лиц (гласность в узком смысле слова) и, гласность для народа.

Гласность в широком смысле слова имеет самостоятельное значение и заключается в праве присутствия посторонних лиц в зале судебного заседания для ознакомления со всем происходящим, т.е. это предполагает, что судопроизводство должно протекать при наличии определенной аудитории, зрителей, публики.

Принцип государственного языка судопроизводства

  • судопроизводство ведется на русском языке – государственном языке РФ или на государственном языке республики, которая входит в состав РФ и на территории которой находится соответствующий суд; в военных судах гражданское судопроизводство ведется на русском языке;
  • лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется гражданское судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право давать объяснения, заключения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения; а также пользоваться услугами переводчика.

Суд обязан разъяснить лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, их право пользоваться языком, которым они владеют, и услугами переводчика. Право выбора языка, на котором лицо дает объяснения в судебном заседании, принадлежит только этому лицу.

Несоблюдение принципа национального языка судопроизводства рассматривается в судебной практике, как грубейшее нарушение норм ГПК РФ. Решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов кассационных жалобы, представления в случае, если при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором ведется судебное производство.

Принцип доступности судебной власти и оказания бесплатной юридической помощи для отдельных категорий населения

Законодательное регулирование общественных отношений по оказанию юридической помощи должно осуществляться с соблюдением надлежащего баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как гарантирование квалифицированной и доступной (в том числе в ряде случаев — бесплатной) юридической помощи, включая возможность установления справедливого размера ее оплаты.

Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью является совокупностью организационно-правовых, социально-экономических, информационных и иных мер, принимаемых в целях реализации гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

Основные направления государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью определяются Президентом Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами физическими и юридическими лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь.

Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:

  • обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
  • социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;
  • доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
  • контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;
  • установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
  • свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
  • объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;
  • равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;
  • обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.

Принцип диспозитивности

Принцип диспозитивности означает возможность лиц, участвующих в деле, распоряжаться правами, которые предоставлены законом, и средствами их защиты по своему усмотрению.

Принцип диспозитивности заключается в возможности лиц, участвующих в деле, распоряжаться своими материальными и процессуальными правами, а также средствами их защиты.

Диспозитивность гражданского процесса предопределена диспозитивностью гражданского права и свидетельствует об определенной автономности субъектов спорного материального правоотношения.

Первая составляющая данного принципа – наличие прав и равенство этих прав для соответствующих категорий субъектов гражданских процессуальных правоотношений. Без наличия прав нельзя говорить о возможности ими распоряжаться.

Вторая составляющая – возможность осуществления этих прав, наличие выбора в средствах своей защиты. Так, истец вправе предъявить иск или воздержаться от этого, может изменить предмет или основание требования, отказаться от иска, согласиться на заключение мирового соглашения. Ответчик может признать иск полностью или в части, предъявить встречный иск, выразить возражения (материального, процессуального характера) против иска, согласиться с условиями мирового соглашения.

Причем в течение всего судебного процесса заинтересованные лица могут активно влиять на него. Для достижения этой цели они вправе:

  • определять ответчика;
  • обращаться в суд;
  • определять объем и предмет судебной защиты
  • привлекать процессуальных соучастников либо предъявлять исковые требования сразу к нескольким лицам;
  • проводить правопреемство;
  • обжаловать и приносить представление на решение суда в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, а на определение – в частном порядке;
  • использовать иные права.

Данные полномочия лиц, участвующих в деле, всегда сочетаются с полномочиями суда, поскольку свобода в распоряжении материальными и процессуальными правами не имеет абсолютного характера. В противном случае суд утратит руководящее положение в процессе и не сможет разрешать гражданские дела.

Принцип состязательности

Правосудие в Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 ОЗ).

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Таким образом, элементами состязательности являются: права сторон и других лиц, участвующих в деле; обеспечение их процессуальной активности в обосновании позиции в споре; процессуальная помощь суда юридически заинтересованным субъектам судопроизводства.

Принцип судебной или юридической истины

Принцип судебной истины означает, что движение судебного процесса по конкретному гражданскому или иному юридическому делу должно идти в направлении использования всех предусмотренных гражданскими процессуальными нормами средств для достоверного, а в случае невозможности или предусмотренной законом нецелесообразности — вероятного установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела по существу. Поскольку главной задачей гражданского судопроизводства является правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспоренных прав, свобод и охраняемых законом интересов субъектов правовых отношений, то по держанию принцип судебной истины, прежде всего, означает право и обязанность суда устанавливать действительно существующие факты, имеющие значение для правильного разрешения дела. Для этого суд обязан на этапе подготовки дела к судебному разбирательству правильно определить круг подлежащих установлению юридических фактов (предмет доказывания) и поставить их на обсуждение, даже если заинтересованные лица на какие-либо из них не ссылались. В процессе судебного разбирательства дела суд обязан:

  • обеспечить полное, всестороннее и объективное выяснение всех обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон;
  • возобновить рассмотрение дела по существу, если признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для дела;
  • в момент совещания по делу при вынесении решения определять, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены.

Если возникнет необходимость выяснения новых обстоятельств, выносится определение о возобновлении судебного разбирательства. Кроме того, суд вправе выйти за пределы заявленных истцом требований и случаях, предусмотренных федеральным законом. Так как познание судом юридически значимых для дела обстоятельств осуществляется с помощью судебных доказательств, то вторую составляющую принципа судебной истины образуют положения ГПК, определяющие порядок работы суда с доказательствами (доказательственным материалом). Несмотря на то, что обязанность доказывания юридических фактов и представления доказательств закон возлагает на заинтересованных лиц, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Принцип судебной истины обусловливает такое поведение суда в процессе рассмотрения и разрешения юридического дела, которое направлено на установление юридических фактов и оценку доказательств с соблюдением установленных законом правил, поэтому судебные акты считаются истинными, пока они не отменены в установленном законом порядке.

Принцип формального процессуального равенства сторон

Принцип равноправия сторон в гражданском процессе является проявлением общего принципа равенства граждан перед законом и судом.

В соответствии с принципом формального процессуального равенства сторон, каждой стороне должны быть предоставлены одинаковые процессуальные возможности; суд не может вынести решения, не выслушав объяснений ответчика.

Его сущность выражается в установленных законом и обеспечиваемых судом равных возможностях сторон реально использовать процессуальные средства судебной защиты своих прав и интересов. В судебном заседании стороны имеют равные права заявления отводов, ходатайств, дачи объяснений, участия в исследовании доказательств. В прениях стороны выступают равное количество раз, причем право последнего слова всегда принадлежит ответчику и иные процессуальные действия, предусмотренные ГПК РФ.

Равноправие сторон обусловливается реальностью использования предоставленных прав. Помимо равенства прав стороны несут равные обязанности.

Принцип сочетания устности и письменности

Разбирательство дела происходит устно, однако любой процесс сочетает в себе устные и письменные начала.

Принцип устности и письменности судебного разбирательства закрепляет правило, согласно которому судопроизводство в суде может происходить как в устной, так и в письменной форме. В первом случае процессуальный материал представляется суду устно, во втором – в виде письменных процессуальных документов. Главное в устном судопроизводстве – это устное состязание сторон перед судом, в письменном – обмен состязательными бумагами.

Устность судопроизводства позволяет выполнять задачи, стоящие перед судопроизводством: правильно рассматривать и разрешать дела, так как благодаря устности легче оценить достоверность доказательств, задать необходимые вопросы и получить на них ответы.

Принцип устности судопроизводства не исключает и необходимости его документирования, протоколирования, что делается для облегчения проверки обжалуемого решения.

Устно проводятся заседания и в кассационной и надзорной инстанциях, однако там принцип устности действует с изъятиями, ибо определение основывается не только на том, что было высказано в заседании коллегии, но и на письменных материалах дел.

Принцип непосредственности исследования доказательств

Данный принцип заключается в том, что судьи должны лично воспринимать собранные по делу доказательства, и разрешение дела должно быть основано на исследованных и проверенных в судебном заседании доказательствах.

Принцип непосредственности не запрещает суду пользоваться производными доказательствами (при отсутствии первоначальных), однако он не вправе прибегать к производным доказательствам при наличии первоначальных.

Полное проведение принципа непосредственности не всегда возможно. Закон содержит и ряд отступлений от этого принципа.

Некоторые доказательства суд не может воспринять лично и непосредственно, поскольку они находятся далеко от места расположения суда. В этом случае суд, рассматривающий дело, поручает местному суду непосредственно исследовать доказательства (произвести допрос свидетелей, осмотр на месте и др.), а сам использует протоколы и иные материалы, собранные при выполнении поручения.

До рассмотрения дела возможно возникновение опасности исчезновения доказательств в будущем. В этом случае судья принимает меры к обеспечению доказательств, а затем в судебном заседании используются материалы, собранные в порядке обеспечения доказательств – протоколы допроса свидетелей, осмотра вещественных доказательств.

Принцип непрерывности судебного разбирательства

Принцип непрерывности судебного разбирательства состоит в том, что судебное заседание должно происходить непрерывно или же по частям в установленной законом последовательности, когда между частями судебного разбирательства существуют незначительные промежутки во времени, чтобы у судей, которые сосредотачиваются на рассмотрение данного дела, смогло сложиться цельное впечатление о деле, которое они и должны отразить в решении, принимаемом после рассмотрения дела по существу.

Судебное заседание по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, назначенного для отдыха. До окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его разбирательства суд не вправе рассматривать другие дела.

При отложении разбирательства дела суд вправе допросить явившихся свидетелей, если в судебном заседании присутствуют все лица, участвующие в деле; тогда вторичный их вызов допускается в исключительных случаях.

Нарушение непрерывности процесса может привести к тому, что непосредственность воспринятых судьями доказательств будет ослаблена впечатлениями, полученными при слушании нового дела.

Действие принципа непрерывности требует, чтобы судебное решение выносилось судом сразу же после окончания рассмотрения дела в этом же судебном заседании. Окончив разбирательство дела, суд удаляется для вынесения решения в совещательную комнату и должен составить полное мотивированное решение, соответствующее по содержанию всем требованиям закона.

Принцип применения аналогии закона или права

Ни одно законодательство не в состоянии учесть все многообразие общественных отношений, которые требуют правового регулирования. Поэтому в практике правоприменения может оказаться, что определенные обстоятельства, имеющие юридический характер, не находятся в сфере правового регулирования.

Наличие пробелов в праве нежелательно и свидетельствует об определенных недостатках правовой системы. Однако они объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны. Пробелы в праве возникают по следующим причинам:

  • в силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования;
  • в результате недостатков юридической техники;
  • вследствие постоянного развития общественных отношений.

Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом нормотворчества. Но органы, применяющие нормы права, не могут отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты законодательства. Во избежание этого в праве существует институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм. Он предусматривает два оперативных метода преодоления, восполнения пробелов – аналогию закона и аналогию права.

Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая рассматриваемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним отношения.

Аналогия права применяется, когда в законодательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе общих принципов права. Речь, прежде всего, идет о таких принципах права, как справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др. Подобные принципы закрепляются в Конституции и других законах.

Аналогия закона и аналогия права – исключительные средства в праве и требуют соблюдения ряда определенных условий, обеспечивающих правильное их применение. Поэтому для того, чтобы использовать аналогию права, необходимо:

  • убедиться, что в законодательстве отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать подобные случаи;
  • найти в законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить дело (аналогия закона);
  • при отсутствии законодательной нормы опереться на общий принцип права и на его основе решить дело (аналогия права);
  • дать мотивированное объяснение причин применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права.

Принцип языка судопроизводства есть проявление общеправового принципа языка государственной и общественной жизни. Общеправовой принцип языка устанавливает правило о том, на каком языке осуществляется государственная и общественная жизнь, какой язык применяется государственными органами и гражданами при общении друг с другом. Иногда регламентации подвергается даже то, на каком языке граждане должны вести общение между собой, например, каков должен быть язык вывесок и объявлений на улицах и в печати.

В некоторых странах (и в России в том числе) регламентируются законом правила правописания, орфографии, употребления иностранных слов и выражений в публичной речи. Так, п. 6 ст. 1 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" запрещает при использовании русского языка как государственного употребление "слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке".

Специальная регламентация языковых вопросов в праве, как правило, свидетельствует о национальных проблемах и обычно принимается в многонациональных государствах.

В тех странах, где нет национальных проблем, нет и подобной регламентации. Так, в штате Флорида, где проживает много латиноамериканцев и в ходу наряду с английским и испанский язык, введение английского языка как государственного, никого не смущает. В соседней же Канаде, в провинции Квебек, подобное же правило вызывает возмущение франкоязычного населения, здесь налицо национальная проблема.

При правовом регулировании проблем употребимого языка возможно несколько вариантов. Соответственно, выделяются различные принципы языка.

Принцип государственного языка означает, что для нужд внутригосударственного общения устанавливается один язык (или несколько языков), которым придается статус государственного, что только он употребляется в государственной жизни (в том числе при обучении в государственной системе образования), в общении граждан с государственными органами. Поскольку суд представляет государственный орган, соответственно определяется и язык судопроизводства.

Следующий принцип – принцип национального язык ; он действует, когда единый государственный язык не устанавливается, а в деятельности государственных органов употребляется язык большинства населения данной местности. Соответственно, определяется и язык судопроизводства. Этот принцип был закреплен в процессуальном законодательстве советского времени. Проведение подобного правового регулирования обусловлено стремлением, с одной стороны, удовлетворить национальным чувствам местного населения, в том числе и малых народов, с другой стороны, в максимальной степени облегчить общение местного населения с государственными органами. Проведение его как языка судопроизводства способствует также осуществлению принципа гласности. К недостаткам этого принципа судопроизводства (как и любого многоязыкового принципа) следует отнести сложности, связанные с привлечением судей с обязательным знанием местных языков, а также сложности прохождения делом нескольких инстанций – либо работники центрального аппарата судов обязаны знать местные языки, либо требуется аутентичный перевод всех судебных документов на язык межнационального общения, который знают все.

Действующее законодательство закрепляет принцип государственного языка судопроизводства (ст. 9 ГПК РФ, ст. 18 УПК РФ, ст. 10 Закона о судебной системе). В ст. 3 вышеупомянутого Закона о государственном языке закреплено положение о том, что русский язык как государственный язык Российской Федерации подлежит использованию "в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации".

Статья 10 Закона о судебной системе предусматривает, что судопроизводство ведется в Российской Федерации на русском языке, а в республиках в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округах может также вестись на языке республики в составе Российской Федерации. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчиков и право выступать в суде на родном языке.

Этим принципом вводятся три самостоятельных правила.

  • 1) суд обязан вести судопроизводство на государственном языке Российской Федерации – русском языке;
  • 2) участники судопроизводства имеют право:
    • – выступать на своем языке;
    • – участвовать во всех судебных действиях (осмотр места, сбор доказательств, изучение письменных доказательств лично или через переводчика);
    • – знакомиться со всеми материалами дела;
  • 3) лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, выступать в суде и заявлять ходатайства на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Принцип национального языка является требование осуществления судопроизводства на установленных в законе языках. Национальный язык судопроизводства, есть язык данного национально-государственного образования.].

Принцип национального языка судопроизводства, как одно из воплощений демократизма государственного и общественного строя, его системы правосудия, равенство граждан перед законом, относиться к числу базовых принципов гражданского судопроизводства. Его последовательное проведения в жизнь является существенным условием всесторонности, объективности, полноты производства по гражданскому делу, вынесения справедливого решения и верного восприятия его участниками процесса и общественным мнением; способствует обеспечению законностьи судопроизводства, его воспитательному и предупредительному воздействию.

Язык является средством общения людей, одним из средств идентификации принадлежности лица к определенному этносу, народу, рассматривается как необходимое условие для возникновения, развития и сохранения национального самосознания, которое направлена на укрепление государственности.

В нашей стране, как и в любом многонациональном государстве, функционирует несколько языков, которые являются национальными для определенного этноса. Задачи государства в области национальной политики относятся создание и обеспечение таких условий, которые бы позволяли сохранять и развивать языки всех народов которые проживают на территории данного государства.

В юридической литературе при рассмотрении принципа национального языка судопроизводства делались попытки определить понятие «невладение языком судопроизводства». Отмечалось, что термин «невладение языком» не должен толковаться в смысле полного незнания языка судопроизводства. Под «невладением языком» следует понимать отсутствие у лица необходимого словарного фонда, позволяющего объяснить субъективное отношение к совершенному, определить взаимоотношения с другими лицами, точно передать все нюансы мысли; отсутствие навыков разговорной и письменной речи. . Лицами под невладеющим языком гражданского судопроизводства можно внести следующих лиц: не понимающих или плохо понимающих языка гражданского судопроизводства; лица которые не могут свободно давать обьяснение по данному делу; испытывающих затруднения в связи со слабым знанием языка в понимании тех или иных терминов или обстоятельств, связанных по делу.

В литературе была высказано мнение о том, что термин «национальный язык судопроизводства», понимаемый как ведение процесса на языке союзной и автономной республики, автономной области и автономного округа не совсем точен, так как в лингвистическом смысле всякий язык национальный, поскольку возникает и развивается внутри народа этой нации. При условии осуществления правосудия во всех случаях на языке какой-то одной национальности это по сути бы правосудием на национальном языке в прямом значении этого слова, соответствующий язык - национальным языком судопроизводства. .

Одним из важнейших принципов гражданского судопроизводства является принцип национального языка как специфическое проявление общеправовых принципа в гражданском процессе.

В.С.Посник, считающий, что принцип национального языка судопроизводства как основополагающее начало, пронизывающее и организацию и деятельность органов правосудия, в равной мере является как судоустройственным, так и судопроизводственным принципом .

В литературе нет единого мнения о содержании принципа национального языка судопроизводства. Так, Петрухин И.Д. выделяет в качестве основного содержания принципа национального языка законодательное требование о ведении судопроизводства на национальном языке союзной, автономной республики, автономной области, автономного округа и языке большинства населения местности .

Намного шире понимается содержание рассматриваемого принципа Абдуллаевым Н.А. и Джафаркулиевым М.А. Например, Абдуллаев Н.А. в содержание принципа помимо общего положения о том, на каком языке должно вестись расследования и рассмотрения того или иного дела, включает еще три положения: о том, что участники процесса, не владеющие соответствующими языками, должны быть ознакомлены со всеми материалами дела в переводе на понятный им язык; о том, что переводчиком в процессе может быть лицо, которое знает соответсвующие языки и незаинтересовано в деле; о том, что отступление от правила о языке судопроизводства является безусловным основанием к отмене приговора .

Джафаркулиев М.А. рассматривает содержание принципа национального языка как систему, состоящую из четырех элементов: а) осуществление судопроизводства на языке союзной или автономной республики, на языке автономной области и автономного округа или на языке большинства местного населения; б) обеспечение участникам процесса права делать заявления, давать показания, выступать на суде и заявлять ходатайства на родном языке; в) обеспечение для лиц, не владеющих языком судопроизводства, возможности полного ознакомления с материалами дела через переводчика; г) вручение обвиняемому следственных и судебных документов в переводе на его родной язык или другой язык, которым он владеет .

По мнению Саркисянца Г.П., главное содержание принципа в сочетающемся общем правиле о ведении судопроизводства на языке населения района с частным случаем - участием в деле лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство .

Семенов В.М. включает в содержание рассматриваемого принципа следующие положения: а) законодательное установление о ведении судопроизводства на местном языке б) полное ознокамление через переводчика с материалами дела тех участвующих в деле лиц, которые не владеют языком судопроизводства в данной местности; в) участие таких лиц в судебных действиях через переводчика; г) выступление их в суде на родном языке .

Семенов В.М., анализируя ст.10 Основ гражданского судопроизводства, отмечает, что степень владения языком судопроизводства имеет относительное значение. Действительно, такой вывод вытекает из права любового участника дела пользоваться родным языком, даже если он и владеет языком судопроизводства . Однако правомерно ли вообще рассуждать о каких-либо уровнях владения языком в судопроизводстве? Теоретически, малейшее затруднение в языке судопроизводства лицом должно расцениваться как невладение данным языком. Практически же, выяснение степени владения языком имеет определенное значение. Так, очень часты случаи, когда лицо переоценивает свои знания языка судопроизводства, ошибочно пологая, что если оно общается на этом языке в быту, то способно понимать происходящее в процессе производства по делу . Хотелась бы отметить, что во время рассмотрения дела в гражданском судопроизводстве лицо может не полностью понять о ходе разбирательстве дела. Потому что, скажем если он иностранец то он не всегда может понять хода судопроизводства. В этих случаях хоть он владеет языком на бытовом уровне, это не говорит о том, что он владеет языком судопроизводства. Поэтому, в этих случаях участие переводчика необходимо.

В демократическом государстве судопроизводство по гражданским делам должно быть доступным, открытым, ясным, поэтому оно должно вестись на едином государственном или на официальном языке. В настоящее время в нашей республики идет активное поддержка к государственному языку. На сегоднящний день разработаны разные государственные программы по развитию государственного языка. Поэтому судьи по гражданским делам должны владеть на государственным языке Республики Казахстан и осуществлять на нем судопроизводство. А также хотелась бы отметить, что в нашей стране не оказывают давления для тех лиц, которые не владеют на государственном или официальном языке. Им предоставлено полное право на обращение в суд на своем родном или свободно владеющим языке.

Этот принцип в общем виде закреплен в Конституции, которая устанавливает, что «в Республике Казахстан государственным языком является казахский язык. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употреб­ляется русский язык» (пп. 1 и 2 ст. 7). Из содержания этих конститу­ционных норм следует, что судопроизводство в РК может вестись только на государственном (казахском) либо русском языках, причем в равной мере .

Конституционная норма, содержащаяся в ст. 14 гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан выражает общую юридическую формулу равенства граждан перед законом. Общий принцип равенства, закрепленный в этой норме, подкрепляется специальными гарантиями равноправия, отношения к религии, социального, должностного и имущественного положения, граждан различных рас и национальностей языка имеют равные права.

Проблема принципа национального языка наблюдается во всех стадиях гражданского судопроизводства. Поэтому, обеспечения реализации принципа национального языка в гражданскомсудопроизвосдтве - это реальная гарантия соблюдения, главным образом, политических прав граждан и правотворческой и правоприминительной практики судопроизводства.

Принцип национального языка в гражданском судопроизводстве является защиты конституционых прав граждан любой наций, проявлением демократических принципов и равенство сторон и равноправия граждан.

Принцип государственного языка

Принцип государственного языка означает, что гражданское судопроизводство ведется на русском языке или на государственном языке республики, которая входит в состав Российской Федерации.

· судопроизводство ведется на русском языке - государственном языке РФ или на государственном языке республики, которая входит в состав РФ и на территории которой находится соответствующий суд; в военных судах гражданское судопроизводство ведется на русском языке;

· лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется гражданское судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право давать объяснения, заключения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения; а также пользоваться услугами переводчика.

Суд обязан разъяснить лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, их право пользоваться языком, которым они владеют, и услугами переводчика. Право выбора языка, на котором лицо дает объяснения в судебном заседании, принадлежит только этому лицу.

Несоблюдение принципа национального языка судопроизводства рассматривается в судебной практике, как грубейшее нарушение норм ГПК РФ. Решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов кассационных жалобы, представления в случае, если при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором ведется судебное производство.

Принцип гласности судебного разбирательства

Принцип гласности судебного разбирательства означает, что судебное разбирательство проводится открытым и его могут посетить все желающие лица, достигшие возраста 18 лет.

Существуют случаи, когда проводится закрытое заседание, например, если:

1) в судебном заседании разглашается государственная тайна;

2) затрагиваются интересы несовершеннолетних;

3) речь идет об усыновлении (удочерении) ребенка;

4) это предусмотрено федеральным законодательством.

Как отметил Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев: "Двери судебных заседаний открыты для каждого, и тот, кто желает увидеть, как вершится правосудие, имеет на это полное право".

Социальное значение гласности в том, что она ставит работу суда под контроль общества, обеспечивает связь между судом и обществом. Открытое разбирательство оказывает положительное воздействие на судей, участвующих в деле их представителей с точки зрения публичного контроля за их деятельностью и влияет на соблюдение ими норм гражданского процессуального права. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных постановлений и последующей оценки со стороны общества работы судов и функционирования системы органов правосудия.

Гласность распространяется на весь ход судопроизводства, включая исследование доказательств, а также оглашение судебного постановления. Открытое разбирательство оказывает сильное воздействие на судей, участвующих в деле лиц, их представителей и положительно влияет на соблюдение ими норм гражданского процессуального права. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных постановлений.

Принцип гласности разбирательства дел в судах общей юрисдикции закреплен в ст. 123 Конституции РФ, в ст. 9 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в ст. 6 Европейской Конвенции о защите права человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (ратифицирована Россией 15 мая 1988 г.), в ст. 16 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г.)

Положения данного принципа распространяются не только на стадию судебного разбирательства по первой инстанции, являющейся центральной в гражданском судопроизводстве, но и на все последующие стадии производства по делу в суде.

Согласно этим статьям разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с этим принципом граждане имеют право присутствовать при рассмотрении судами дел от начала и до конца во всех стадиях процесса (в суде первой инстанции, кассационной и надзорной инстанциях, при пересмотре решений по вновь открывшимся обстоятельствам) и лично воспринимать все происходящее в зале судебного заседания.

Однако, иметь в виду, что гласность в надзорных инстанциях, как справедливо отмечается в теории гражданского процесса, должна быть реальной, что требует принятия таких мер, как перемещение судебно-надзорной работы из кабинетов в залы судебных заседаний и своевременное извещение о делах, подлежащих рассмотрению надзорной инстанцией ввиду открытия новых обстоятельств.

Развивая и конкретизируя принцип гласности в гражданском судопроизводстве, ГПК устанавливает:

Разбирательство дел во всех судах открытое (п. 1 ст. 10);

Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства; фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда (п. 7 ст. 10);

Решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних.

Введение законодателем в Гражданский процессуальный Кодекс (ГПК) правовых норм, предоставляющих лицам, участвующим в деле, гражданам, присутствующим в открытом судебном заседании, право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства не только значительно расширили рамки гласности гражданского судопроизводства, но и способствовали появлению новых форм ее реализации, а следовательно, и укреплению принципа гласности в гражданском судопроизводстве.

ГПК предусматривает две формы получения гражданами и должностными лицами информации из зала судебного заседания:

1) непосредственное восприятие информации в зале судебного заседания и право фиксировать ее различным образом;

2) восприятие информации о судебном процессе через средства массовой информации (опосредованное восприятие).

Обе формы имеют общие задачи, дополняют одна другую, и противопоставлять их друг другу нет оснований.

Гласность в гражданском судопроизводстве проявляется не только в форме восприятия гражданами и должностными лицами всего происходящего в зале судебного заседания и возможности лиц, присутствующих в открытом судебном заседании, делать заметки, совершать иные действия, предусмотренные ч. 7 ст. 10 ГПК, но и путем распространения в средствах массовой информации (далее - СМИ) различной информации о судебных процессах, публикации судебных актов, вынесенных судами различных инстанций, а также получения возможности широкому кругу граждан и должностных лиц ознакомиться с этими актами.

Механизм получения информации о судебном разбирательстве, в том числе и о судебных актах суда, через средства массовой информации имеет свои особенности, которые во многом предопределяются правом самих средств массовой информации получать такую информацию.

В ГПК закреплены и правовые нормы о публикации судебных актов в средствах массовой информации. В ст. 253 Кодекса говорится, что решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о таком решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором издаются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Реализация принципа гласности по существу в такой же форме в настоящее время имеет место через информационные системы "Консультант-Плюс", "Гарант" и др. Подобные системы весьма перспективны и довольно эффективно позволяют гарантировать реализацию принципа гласности в гражданском процессе. Они являются богатейшим каналом получения организациями и гражданами правовой информации, обеспечивают реальную информированность организаций и граждан о результатах работы суда, способствуют в значительной мере выполнению задач гражданского судопроизводства, указанных в ст. 2 ГПК, и, что тоже немаловажно, повышению профессионального уровня юристов, в том числе и самих судей.

Принцип гласности имеет большое значение для обеспечения воспитательных и превентивных функций правосудия и является средством контроля за деятельностью суда, рассматривающего дело.

Однако принцип гласности правосудия нередко входит в противоречие с институтом неприкосновенности частной жизни лиц, вовлеченных в орбиту гражданского судопроизводства. В таких случаях имеет место коллизия названных конституционных положений. Какому из них отдать предпочтение, в каждом конкретном случае решает суд.

Право на неприкосновенность частной жизни, как и гласность правосудия, относится к фундаментальным принципам построения взаимоотношений между субъектами гражданского общества, взаимоотношений личности и государства. Право на неприкосновенность частной жизни представляет собой неотъемлемое право человека на самостоятельное определение своего образа жизни, свободного от произвольных регламентаций, вмешательства или посягательства со стороны и государства, и общества, и человека.

Конституция устанавливает незыблемость конституционных прав и свобод. Часть 2 ст. 55 гласит: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Вместе с тем в ч. 3 ст. 55 Конституции прописан институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на частную жизнь в свою очередь предполагает наличие у гражданина права требовать от государства, а значит, и суда как органа судебной власти, позитивных действий, призванных защитить указанное право. В силу этого представляется вполне законным и обоснованным решение суда закрыть судебное заседание, если кто-либо из участников процесса будет возражать против присутствия в зале публики или журналистов из-за возможности нежелательной огласки сведений о частной жизни.

Так, в целях охраны тайны переписки и телеграфных сообщений личная переписка и личные телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми эта переписка и телеграфные сообщения происходили. В противном случае такая переписка и телеграфные сообщения оглашаются в закрытом судебном заседании (ст. 182 ГПК).

Согласно ч. 2 ст. 10 ГПК разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

В закрытом судебном заседании рассматриваются дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также другие дела, если это предусмотрено федеральным законом.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, указан в ст. 5 ФЗ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-1.

По ходатайству лица, участвующего в деле, разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается, если в нем содержится ссылка на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

Согласно ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. N 35.

Указанные правила должны применяться и при исследовании звуко- и видеозаписей, носящих личный характер.

Исходя из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, суд вправе рассмотреть дело в закрытом судебном заседании на основании п.1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которыми предусмотрено, что пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или его часть по соображениям морали, общественного порядка, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних детей или для защиты частной жизни сторон или в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо в интересах правосудия.

Мотивированное определение суда о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства должно содержать сведения об обстоятельствах, препятствующих открытому слушанию дела, а также ссылки на конкретные нормы права - федерального или международного, которые послужили законным основанием для ограничения гласности судебного разбирательства.

Мотивированное определение суда не подлежит обжалованию. После оглашения определения все присутствующие в зале судебного заседания граждане обязаны покинуть его.

Однако, несмотря на возможность проведения закрытого судебного заседания для сохранения неприкосновенности и тайны частной жизни, публичное оглашение судебного решения (п. 8 ст. 10 ГПК) сводит на "нет" все усилия суда в этом направлении.

Таким образом, требование о публичности провозглашения судебного решения должно учитываться судом при изложении решения по делу, рассмотренному на закрытом судебном заседании.

Публичное провозглашение решения не должно сопровождаться разглашением сведений, ради сохранения тайны которых судебное заседание полностью или частично проходило закрыто. Представляется, что в таком решении не следует отражать сведения, послужившие основанием для закрытого судебного заседания, или в случае крайней необходимости упоминать их косвенно в виде ссылок на соответствующие листы дела.

Необходимо подчеркнуть, что проблема транспарентности итогового судебного решения заключается не только в его обязательном публичном оглашении, но и в получившей распространение в последние годы практике опубликования судебных решений в СМИ и Интернете, в том числе на сайтах судов различного уровня. Вносятся предложения по созданию тотальных электронных баз судебных решений.

Подобные публикации допустимы только при соблюдении гарантий прав каждого на неприкосновенность и тайну частной жизни, т.е. на публикацию судебного решения в СМИ должно быть получено согласие участников судебного разбирательства.

Принцип гласности правосудия, с одной стороны, и принцип свободы слова и массовой информации (ст. 29 Конституции) - с другой, предполагают свободный доступ всех заинтересованных лиц, и прежде всего представителей СМИ, к судебной информации. Однако доступ к такой информации представителей СМИ должен иметь свои пределы.

На этот счет в Концепции информационной политики судебной системы, одобренной постановлением Совета судей РФ от 16.11.2001, правильно отмечается, что только в исключительных случаях с согласия лиц, принимавших участие в деле, и при наличии ходатайства редакции журналист может ознакомиться с материалами дела.

Действующее гражданское процессуальное законодательство не содержит ограничений для доступа в зал судебного заседания несовершеннолетних граждан. В зале суда могут присутствовать и лица, не достигшие 16 лет, например школьники для целей обучения.

Вместе с тем в законе говорится, что свидетель, не достигший шестнадцати лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания, кроме случаев, когда суд признает необходимым присутствие этого свидетеля в зале заседания (ст. 179 ГПК РФ).

Ограничения гласности могут иметь место и в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 159, согласно которой при массовом нарушении порядка гражданами, присутствующими при разбирательстве дела, суд может удалить из зала судебного заседания всех граждан, не участвующих в деле.

При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики. По действующему Кодексу эти лица должны быть предупреждены судом об ответственности за разглашение сведений, указанных в ч. 2 статьи 10 ГПК.

Разбирательство дела в закрытом судебном заседании ведется с соблюдением всех правил судопроизводства. Решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних (ч. 8 ст. 10).

Следует отметить, что о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение (п. 4 ст. 10 ГПК), а лица, участвующие в деле, иные лица, присутствующие при совершении процессуального действия, в ходе которого могут быть выявлены сведения, указанные в ч. 2 ст. 10 ГПК, предупреждаются судом об ответственности за их разглашение (п. 3 ст. 10 ГПК).

Введение данной правовой нормы в ГПК вызвано, прежде всего, необходимостью допуска к участию в деле, связанном с государственной тайной, адвоката, не имеющего специального допуска к государственной тайне.

1. Соблюдение правил о языке судопроизводства имеет существенное значение для реализации процессуальных прав лиц, участвующих в деле, всестороннего и полного исследования доказательств и установления обстоятельств дела в условиях состязательного процесса, вынесения законного и обоснованного решения. Нарушение этих правил является безусловным основанием для отмены решения суда (п. 3 ч. 2 ст. 364 ГПК).
2. Сформулированный в комментируемой статье принцип государственного языка судопроизводства вытекает из положений ст. 68 Конституции РФ, согласно которым государственным языком PФ. на всей ее территории является русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях употребляются наряду с государственным языком PФ. .
Соответственно гражданское судопроизводство во всех федеральных судах и у мировых судей ведется на русском языке - государственном языке PФ. (ч. 1 ст. 9 ГПК и ст. 10 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе PФ. "). Но в федеральных судах, находящихся на территории республик (кроме военных судов), и у мировых судей оно может вестись и на государственном языке соответствующей республики.
3. Положение ч. 2 ст. 9 ГПК о праве лиц, участвующих в деле, пользоваться в процессе рассмотрения дела родным языком или любым свободно избранным языком общения и услугами переводчика конкретизирует применительно к гражданскому судопроизводству гарантированное ч. 2 ст. 26 Конституции РФ право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения. В качестве одного из условий реализации этого права в комментируемой статье указывается на участие в деле лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство. Но с учетом конституционного права каждого на свободный выбор языка общения определение степени владения языком судопроизводства и ее достаточности для полноценного участия в процессе должно отдаваться на усмотрение самого заинтересованного в услугах переводчика лица.
Лица, не владеющие языком судопроизводства, вправе знакомиться со всеми материалами дела на избранном ими языке общения. Следовательно, суд обязан обеспечить своевременный перевод на соответствующий язык всех документов, находящихся в деле. В переводе на соответствующий язык должны вручаться этим лицам и все судебные документы.
4. Право пользоваться в процессе родным языком или любым свободно избранным языком и услугами переводчика лицу, не владеющему языком судопроизводства, должно быть разъяснено при подготовке дела к судебному разбирательству сразу же после привлечения его к участию в деле (п. 1 ч. 1 ст. 150 ГПК). При отсутствии переводчика в судебном заседании такое право разъясняется и в стадии судебного разбирательства (ст. 165 ГПК).
Оплата услуг переводчика и выплата понесенных им расходов в связи с явкой в суд производится за счет соответствующего бюджета (ч. 1 ст. 97 ГПК). При разъяснении права на пользование услугами переводчика должно быть разъяснено и данное положение закона.
mob_info