Проблемы связанные с подготовкой необходимых. Проблемы с обучением
«Изучение страхов связанных с обучением в школе, как проблема в работе современного специального психолога работающего в начальной школе».
Махотина Анастасия Игоревна
ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Город Тула, Российская Федерация
Страх - одна из первичных эмоций наряду с радостью и гневом. Он является эмоцией избегания сознательно распознаваемой опасности, чувством самосохранения. Подавляющее большинство детских страхов, в той или иной степени, обусловлено возрастными особенностями и имеют временный характер. Но, при чрезмерной подверженности страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, нарушается как психическое, так и соматическое здоровье.
Основные аспекты рассмотрения проблемы страхов были изложены в работах зарубежных авторов, таких как: Д. Боулби, К. Изард, З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон, К Роджерс, и многие другие. В отечественной психологии проблема страхов была рассмотрена в работах: В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, В.В. Лебединского, и многих других .
В последние годы специалистами отмечен довольно высокий рост детских страхов. В настоящее время актуальна проблема страхов у современных младших школьников, как нормально развивающихся, так и с нарушением интеллектуального развития. Это связано с растущим числом патологических страхов у детей в первые годы обучения в школе.
Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с задержкой психического развития (ЗПР). Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер
и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию. Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии:
1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;
2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;
3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.
Болезненно заостренные и длительно сохраняющиеся страхи, возникающие в результате неправильного поведения родителей или конфликтных отношений в семье, служат признаком физического и эмоционального неблагополучия ребенка. При неблагоприятных условиях детские страхи могут быть заострены и могут сохраняться длительное время. Это меняет поведение ребенка, порождает в нем неуверенность и мешает развиваться, реализовываться как личности. При длительном воздействии на ребенка школьные страхи препятствуют интеллектуальному и личностному развитию, успешности в межличностных отношениях, актуальному и ближайшему развитию ребенка, что неблагоприятно сказывается на деятельности и учебной успешности.
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. В связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления психофизического неблагополучия ребёнка.
Проблема данного исследования состоит в том, что младшие школьники даже с нормой психического развития имеют множество страхов обусловленных началом обучения их в школе. Эти страхи мешают успешному обучению ребёнка в школе, а так же её психическому развитию. Поэтому важно в работе психолога у младшего школьника выявить и корректировать имеющиеся страхи.
Эта проблема ещё больше усиливается у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР. У этих учащихся в силу их интеллектуальных нарушений страхов, связанных с учёбой, ещё больше и сильнее могут быть выражены.
Цель исследования: изучить имеющиеся страхи, связанные с обучением в школе, у младших школьников с задержкой психического развития и помочь ему в преодолении.
Объект исследования: развитие эмоциональной сферы у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: проблема изучения страхов, связанных с обучением в школе, у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что преодолению страхов, связанных с обучением в школе, у младших школьников с задержкой психического развития будет способствовать коррекционная программа, включающая психогимнастику, сказкотерапию, игры на преодоление страхов и снижению тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и предметом исследования, и исходя из гипотезы данной работы, были определены следующие задачи исследования :
1) изучить психолого-педагогической литературы по преодолению страхов, обусловленных обучением в школе младших школьников с задержкой психического развития;
2) подобрать методики и составить диагностическую программу для изучения страхов, обусловленных обучением в школе, у младших школьников с задержкой психического развития;
3) составить коррекционную программу, способствующую, преодолению страхов, обусловленных обучением в школе, у младших школьников с задержкой психического развития;
4) реализовать в практике работы с младшими школьниками с задержкой психического развития диагностическую и коррекционную программу;
5) обработать и проанализировать результаты экспериментального исследования страхов, обусловленных обучением в школе младших школьников с задержкой психического развития;
Для решения задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) Эмпирические методы: формирующий эксперимент в единстве трёх этапе;
3) Методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов исследования.
На констатирующем и контрольном этапах исследования диагностика включала следующие методики: тест школьной тревожности Филлипса, методика « Не законченные предложения», анкета мотивации Лускана, детский вариант шкалы явной тревожности CMAS.
Исследование проводилось на базе ГОУ ТО "Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида". В исследовании принимали участие 8 учащихся третьего класса, 5 мальчиков и 3 девочки.
Незнание страхов которые переживает ребенок особенно у младшего школьного возраста, может привести к серьезным, а иногда необратимым последствиям в их жизни.
Ребенок не должен оставаться на едине со своими страхами.
Проведенная нами исследовательская работа и анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема страхов у детей остаётся актуальной. Особенную актуальность приобретает проблема страхов у младших школьников с задержкой психического развития, которые характеризуются незрелостью эмоциональной сферы.
На констатирующем этапе с помощью диагностичекой программы были получены следующие результаты:
У трех детей средней уровень школьной тревожности. У этих детей положительное отношение к школе , но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.
У пяти детей низкий уровень школьной тревожности. У этих детей негативное отношение к школе. Школьная дезодаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе
Результаты свидетельствует о том, что у них есть страхи средней и высшей степенью выраженности.
После проведения коррекционно- развивающей программы, которая была составлена по результатом диагности, дети получили положительные результаты.
На контрольном этапе с помощью диагностической программы были получены следующие результаты:
У пяти детей средний уровень школьной тревожности. А трое детей получили получили очень хорошую школьную мотивацию, чем объясняется показатель детей,успешно справляющиеся с учебной деятельностью.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи реализованы, гипотеза доказана.
Литература:
1) Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 448 с.
2) Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / под ред. К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – 112 с.
3) Арефьева, Т.А. Преодоление страхов у детей / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина. – М.: Институт психотерапии, 2005. – 288 с.
4) Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
5) Бавина, Т. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.
6) Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 208 В. Детские страхи / Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова. – М.: Аркти, 2008. – 64 с.
7) Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / сост. С.В. Велиева. – СПб: Речь, 2007. – 240 с.
8) Захаров, А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям) / А.И. Захаров. – СПб.: Респекс, 1995. – 192 с.
9) Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.
10) Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.
11) Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
12) Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
13) Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2006. – 480 с.
14) Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология. – 1972. – № 3. – С. 21-28.
15) Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет / авт.-сост. Н.Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
16) Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. – M.: Просвещение, 1979. – 436 с.
17) Фрейд, А. Эго и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Эксмо, 2003. – 253 с.
18) Фрейд, З. Запрещение, симптом и страх / З. Фрейд // Тревога и тревожность: хрестоматия / сост. В. Астапов. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – С. 18-22.
19) Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2007. – 176 с.
20) Шишова, Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно / Т.Л. Шишова. – СПб.: Речь, 2007. – 104 с.
21) Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 1996. – 250 с.
22) Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
Научный руководитель: Лях Татьяна Ильинична
профессор кафедры специальной психологии, кандидат психологических наук, доцент
В соответствии с клиническими наблюдениями последних лет детская и юношеская депрессия стали важной частью детской психопатологии. Депрессия у детей непосредственно затрагивает их чувствительность и ее проявления, связаны с психосоматической сферой и миром детских психозов.
Кроме того, она сопровождает многие физические заболевания, скрываясь под различными нарушениями в поведении, и сопровождается проблемами в обучении и неудачами в школе.
Школа в жизни ребенка
Чрезмерная частота или повторение неприятных переживаний, которые накапливаются в страхе, могут привести ребенка к депрессивному поведению, обострению ситуации беспомощности и незащищенности.
В контексте функционирования ребенка или подростка в школе эти опыты являются важным элементом развития подрастающего человека. Ибо уже с первых минут может увидеть качество его функционирования, способность к мотивации или ее отсутствие, отношения со сверстниками, учителями и т.д.
Имейте в виду, что школа – это второе по важности, после семейной среды, местом развития ребенка. Там он проводит значительную часть времени в течение дня, устанавливает контакты, получает опыт, учится, познает мир и т.д. Школа является очень важным элементом жизни молодого человека , поэтому так важна атмосфера в этом месте и обеспечение детям чувства безопасности.
С раннего детства в жизни человека возникают трудности. Их преодоление помогает развитию. Уже в ранней юности развиваются характерные для каждого ребенка, черты личности. Некоторые дети более общительные и зависимые от других. Это позволяет им быстро аклиматизироваться в группе.
У других развиваются такие черты характера, как застенчивость, малообщительность, скрытность, избегание конфликтов. Такие качества мешают налаживанию новых контактов и адаптации к новой ситуации.
Как школа влияет на риск развития депрессии
Школа так же, как и семья, представляет собой существенный «патогенный» фактор. Ведь маленькие дети проводят за партами большую часть дня. А попадание в садик, прежде всего, для детей в возрасте 6-8 месяцев, является для многих из них большим эмоциональным шоком.
С каждым годом...
Позже, когда они попадают в школу, то испытывают неуверенность, стресс с негативными последствиями, вызывающими трудности в обучении и в отношениях с некоторыми коллегами, отсутствие мотивации и доверия к самому себе. Падение школьных результатов после первых трех-четырех лет является одним из лучших показателей возможного появления депрессивных расстройств.
В каком-то смысле неудачи в школе сравнимы с безработицей у взрослых. Давно доказано, что школьные провалы могут вызвать появление депрессивного поведения в детстве. Школа является естественной средой, в которой ребенок самоутверждается через науку, местом, где интегрируется с людьми, подобными себе и общиной, в которой он пытается получить одобрение со стороны учителей и одноклассников. А школьные поражения блокируют многие из этих функций, и, кроме того, вызывают неблагоприятные последствия для его здоровья.
По мнению экспертов школа со своей одержимостью увеличения успеваемости значительно усиливает страх перед неудачами , который считается главной причиной беспомощности, проблем с социализацией и некоторых депрессивных симптомов . Большое количество внешкольных занятий забирает у детей и молодежи слишком много свободного времени.
Причины депрессии у ребенка
Среди многочисленных причин депрессии, связанных с функционированием ребенка в школьной среде, можно указать следующие:
- отношения учитель-ученик (отторжение, неприятие учителем ребенка, отсутствие подкрепления положительных результатов при одновременном наличии отрицательных подкреплений и т.д.);
- неудачи в школе (отсутствие интереса к урокам в школе, ухудшение результатов);
- требования родителей, превышающие возможности ребенка, ожидания от ребенка реализации их несбывшихся мечт, навязывание своей воли;
- плохие отношения со сверстниками (неодобрение со стороны сверстников, чувство одиночества, агрессивное поведение );
- низкая самооценка ребенка (отсутствие веры в собственные возможности);
- травматический опыт (хотя влияет на общее функционирование ребенка, безусловно, будет влиять на его функционирование в школьной среде);
- перегрузка чрезмерным количеством уроков в школе.
Проблемы, связанные с началом обучения в школе
Период обучения является очень важным временем для молодого человека. Школа становится местом, где ребенок учится, заводит новые социальные контакты, познает свои возможности и развивает свои внутренние интересы.
Во время учебы в школе дети подвергаются на ряду трудностей. Школьные проблемы могут вызывать очень много внутренних проблем, которые, в свою очередь, могут быть причиной возникновения депрессии у детей .
Первые посещения школы являются серьезным стрессом в жизни ученика. Даже если малыш до сих пор ходил в детский сад, то это изменение места и политики среды становится тяжелой задачей. Стресс, вызванный этим событием может влиять на ухудшение настроения ребенка и вызвать нежелание посещать школу . Очень важна в это время роль родителей. Они обеспечивают ребенку поддержку и чувство безопасности.
Беседы с ребенком, понимание его сложностей и помощь, дают шанс на улучшение ситуации. Оставление ребенка одного со своими проблемами может вызвать углубление проблем. Дети, страдающие от психических расстройств, имеют эмоциональные проблемы.
Позиция родителей по отношению к этим первым трудностям, имеет очень большое значение в формировании уверенности в себе ребенка и формировании его взглядов. Ребенок, который имеет поддержку от родителей, в дальнейшей жизни будет эффективнее справляться с трудностями, чем ребенок, который этой помощи не получает.
Депрессия у детей вызывается, прежде всего, внешними факторами и имеет иные основания, чем депрессия у взрослых. Депрессивные расстройства имеют свою причину в контактах ребенка с окружением и семейных проблемах. Часто родители не обращают на такие изменения настроения ребенка внимания, связывая их с возрастом.
Школьные проблемы подростков и развитие депрессии
Проблемы в школе очень сложны молодого человека. Независимо от того, вызваны они давлением учителей, проблемами в науке, отсутствием признания со стороны одноклассников или чрезмерным требованиям родителей, все это приводит к появлению многих тяжелых эмоций.
Изменения, связанные с действием гормонов, ростом организма и переменами углубляют негативные чувства молодого человека и возводят каждую трудность в ранг неразрешимой проблемы.
Не следует, однако, недооценивать сигналов подаваемых ребенком. Для взрослых, такие трудности могут показаться банальными, но для подростка это действительно безнадежная ситуация. Появление проблем в школе может стать причиной ухудшения настроения и появление очередных трудностей.
Молодой человек может не видеть решения этой ситуации и попытаться уменьшить внутреннее напряжение. Распространенный способ справиться с трудностями является причинение себе вреда. Его ужасное проявление – членовредительство. Оно направлено на уменьшение внутренней боли через физические страдания.
Непонимание со стороны родителей и углубление проблем, связанных со школой, может привести к серьезным психическим расстройствам. Депрессия у подростков часто имеет трудный процесс. Упущение из виду изменений в поведении ребенка убеждают их в отсутствии поддержки со стороны семьи. Также игнорирование его сигналов и высмеивание проблем может привести к образованию сильных расстройства настроения. Очень тревожным симптомом депрессии у молодых людей являются мысли о самоубийстве. Психика молодого человека, еще не до конца сформирована и не в состоянии справиться со всеми трудностями.
Возрастающие школьные трудности и игнорирование этого состояния родителями или непонимание проблемы могут быть причиной возникновения у молодого человека депрессии. Ребенок должен иметь право на помощь специалистов, чтобы иметь возможность возвратиться к здоровью.
Школа сама не решит за родителей, всех трудностей и проблем, связанных с воспитанием. Интерес родителей к делам ребенка и его потребностям позволяет избежать сложных ситуаций и, как следствие психического расстройства.
Симптомы депрессии у детей
Если Вы замечаете изменения в функционировании ребенка, стоит обратить внимание на симптомы, которые могут указывать на появление депрессии:
- тоскливое настроение – проявления печали, одиночества и пессимизма, плохое настроение, ребенок легко злится, часто плачет, его трудно утешить;
- аутодепрессивные идеи – чувство бесполезности, чувство вины, желание смерти;
- агрессивное поведение – трудности в межличностных отношениях, ссоры, враждебность, малое уважение к авторитету;
- нарушения сна – тревожный сон , моменты бессонницы , трудности с утренним пробуждением;
- ухудшение результатов в школе – постоянные жалобы со стороны учителей, слабая концентрация, слаба память, потеря привычных интересов к занятиям;
- снижается социализация – изоляция, меньшее участие в жизни группы, уход из сообщества;
- соматические болезни – головные боли, боли в животе, боли в мышцах, другие заболевания и беспокойство о здоровье , нарушение аппетита и/или изменения существующего веса;
- потеря обычной энергии – потеря интереса к спорту и развлечениям, снижение физической и/или психической энергичности.
Нельзя недооценивать этих признаков. Следует как можно скорее принять меры, которые помогут преодолеть возникающие или уже существующие симптомы депрессии и помочь ребенку.
Средний возраст обращения за медицинской помощью детей с СДВГ - 3 года 8 месяцев (Barkley, 2007). Однако в наибольшей степени симптомы СДВГ проявляют себя в школе. По нашим данным, обращение за помощью приходится в основном на возраст 6-8 лет.
Обучение в школе требует длительного сосредоточения внимания, достаточно развитого произвольного внимания, способностей восприятия информации визуально и на слух и, наконец, ограничения двигательной активности во время урока. Безусловно, клинические проявления СДВГ нарушают процесс обучения и приводят к недостаточному усвоению школьной программы.
Родителям и педагогам важно иметь адекватные ожидания от ребенка с СДВГ и учитывать его проблемы самоконтроля и самоорганизации.
Важно усаживать такого ребенка только за первой партой, чтобы была возможность контролировать его во время урока, только со спокойным ребенком или одного, проверять как он записал домашнее задание или записывать его самому.
Успеваемость ребенка с СДВГ сильно зависит от его настроения, от усталости, даже от погоды, от того выспался он или нет. «Качели» настроения определяют «качели» успеваемости. И с этим можно только смириться и помочь ребенку. Например, спрашивать в начале урока.
Около 40-50 % детей с СДВГ имеют сопутствующие проблемы с обучением письму, чтению и математике (у каждого свои).
Вторичные проблемы СДВГ - заниженная самооценка и социальная изоляция. Такие дети крайне нетерпеливы, поэтому могут «тянуть» руку для ответа даже тогда, когда не совсем выучили урок. Они очень подвижны и создается впечатление, что «их слишком много», «они заполняют собой все пространство». У них не сформировано чувство дистанции, поэтому они могут задавать бестактные вопросы учителю, гримасничать, показывать язык и становиться предметом насмешек других детей. Они крайне импульсивны и одновременно чувствительны к своему личному пространству, могут отвечать на провокации других детей непредсказуемой агрессией. Их могут постоянно ругать, говорить «ты плохой» и часто они начинают в это верить.
Эффективность психолого-педагогических мероприятий по отношению к ребенку с СДВГ в школе определяется:
· верой учителя в ученика, хорошие взаимоотношения между ними;
· сотрудничеством и эффективными коммуникациями между учителями и родителями;
· эффективным командным взаимодействием между врачами, учителями, администрацией школы, школьными психологами и родителями;
· образованностью учителя в отношении СДВГ;
· сотрудничеством и взаимопомощью учителей друг другу.
Если мы даем рекомендации родителям: «Идите в школу после 7 лет: чем позже, тем лучше…», «Не думайте о следующих 5-ти годах… Вы сведете себя с ума, думая о том, как будет вести себя ваш ребенок в его взрослой жизни…», рекомендации учителям другие: «Подумайте о подготовке ребенка к его взрослой жизни…».
Построить позитивные отношения учителя с ребенком помогут:
· ежедневное личное приветствие;
· использование разных возможностей для сближения: «Как настроение?», «Как прошли выходные?»;
· внимательное отношение к ребенку, доброта, поддержка;
· избегание унижающей критики, некорректных форм высказываний замечаний;
· эмоциональное, захватывающее проведение уроков с привлечением к активному участию детей с СДВГ.
· важно подмечать и указывать на успехи ребенка перед классом;
Сотрудничество между учителем и родителями является основным условием успеха обучения ребенка с СДВГ в школе:
· должно быть ежедневным в случае СДВГ;
· ставить целью ПОМОЧЬ ребенку, а не обвинить его;
· важно уметь находить компромиссы в конфликтных ситуациях;
Важно помнить, что поведение детей с СДВГ определяется не столько сознанием, сколько внешним окружением. Учитель должен стать архитектором внешнего окружения:
Ребенок с СДВГ должен сидеть как можно ближе к учителю, подальше от отвлекающих вещей (окна, шкафа с учебными принадлежностями); самая частая ошибка - посадить за последнюю парту: «пускай делает, что хочет, лишь бы не мешал»; необходимо обеспечить КОНТРОЛЬ за выполнением задания.
Уменьшение проблем с невнимательностью:
Ребенок с СДВГ нуждается в постоянных напоминаниях, подсказках для направления поведения в нужное русло, можно использовать пиктограммы «будь внимательнее», «работай» и др.); важна просто физическая близость учителя, лучше невербальные знаки физического присутствия (погладить, похлопать по плечу);
Давать возможность ребенку с СДВГ подвигаться во время урока: «принеси журнал», «подай мел», «вытри с доски», «полей цветы».
Проблемы на уроке у детей с СДВГ возникают не потому, что они не могут сконцентрировать внимание, а потому, что им тяжело удерживать внимание не неинтересном для них.
Для привлечения внимания используется яркий раздаточный материал музыкальное сопровождение, формат мультимодальной проекции, компьютер, проекция лазерной указки и т. п. Важно давать адекватные порции информации: не все сразу, чтобы не вызвать перевозбуждения у ребенка. Диалог с ребенком должен быть активным, ребенку с СДВГ особенно важен контакт. Фактор новизны, элемент сюрприза, постоянное поощрение ребенка похвалой требуют от педагога дополнительных творческих усилий, но это единственный путь в преодолении проблем невнимательности и чрезмерной активности ребенка с СДВГ.
Продуктивность обучения детей с СДВГ определяется их хорошим настроением. Поощрениями могут быть устная похвала, комплимент, жест поощрения, жетоны поощрения «из кармана учителя», аплодисменты класса, «смайлики» в дневник, «штампики» за хорошее поведение и т. п. Важна похвала родителям: письменная в дневник, по телефону, на родительском собрании.
Необходимо научиться «ловить» ребенка с СДВГ на хорошем поведении.
Важно предупредить негативные реакции со стороны одноклассников и не создавать ощущения «особого статуса» ребенка с СДВГ, объяснить другим детям, что ребенок с СДВГ не «бестолковый», а имеет трудности и ему надо помочь.
Важно понимать, что проблемы СДВГ становятся очевиднее, когда ребенок устал и тогда необходима смена деятельности, индивидуальное задание: «отгадай загадку», «сложи картинку» и т. п.
Как правило, в моменты напряжения дети с СДВГ прибегают к стереотипным действиям: начинают грызть ногти, раздирают себя, сосут пальцы, ручки, даже мастурбируют. Поэтому важно разрешить им на уроке иметь в руках ластик, резиновое кольцо, четки и т. п.
Внимание ребенка с СДВГ значительно лучше в ситуации «один на один», поэтому для таких детей должны быть предусмотрены дополнительные индивидуальные занятия.
Обучение на дому ребенка с СДВГ является крайней мерой: с одной стороны, результаты успеваемости могут стать лучше, но будет страдать процесс социализации ребенка, который и так нарушен. Показанием для обучения на дому являются тяжелые формы СДВГ в сочетании с неблагополучной семьей (асоциальной, диссоциальной).
Перевод в другую школу не решает проблем ребенка.
ТРУДНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ОБУЧЕНИЕМ ГОВОРЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
В истории методики роль обучения данному виду речевой деятельности в разные времена и в разных странах была достаточно подвижна. Во многом это связано с общества, потребностями в использовании .
Когда-то в России интеллигенция могла свободно говорить и писать на нескольких иностранных языках, и это считалось правилом, а не исключением. Во многих семьях жили гувернёры и гувернантки, были приходящие учителя, в большинстве своём носители языка. В гимназиях изучали, помимо латыни и греческого, три современных иностранных языка.
Затем, в годы советской власти, иностранные языки в школьной программе не играли столь важной роли приходилось даже вести борьбу за сохранение этого учебного предмета как такового.
В период существования «железного занавеса» иностранные языки уже прочно заняли место одного из обязательных школьных предметов, но говорение не было столь важно, и на первое место выходило чтение.
4 Один говорит — остальные молчат.
Для того чтобы все ученики имели как можно больше возможностей и времени для общения на иностранном языке на уроке, надо: шире использовать групповые и парные режимы работы на уроке; создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок, и даже если говорит один человек, то остальные не выключены из общего режима работы, а выполняют другие речевые действия: слушают, записывают, выписывают, считают, зарисовывают и т. д. При со значительной долей монологической речи не забывать об установках на прослушивание для остальных учеников группы.
Итак, сделаем выводы о том, что начальный этап изучения английского языка очень важен и сложен для учащихся. Он важен, потому что, от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку. Сложность данного этапа заключается в том, что иностранный язык как учебная дисциплина очень отличается от других предметов школьной программы, и тем самым, очевидно, у учеников появляются некоторые трудности при изучении этого предмета. Как и любой другой процесс, процесс обучения говорению, не обходится без сложностей, а решение этих сложностей – основная задача учителя английского языка.
Библиография:
, Шамов преподавания иностранных языков: общий курс, Н. Новгород, 2001. Артемов обучения иностранным языкам,- М.: Просвещение, 1969.- С. 279. Библер. Диалог культур: Опыт определения //Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 31-43. Бим -ориентированный подход – основная стратегия обновления школы//Иностранные языки в школе. – 2002.-№2.-С.11-15. Бим актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам//Иностранные языки в школе. - 2001.-№4.-С. 5-8.