Какие ошибки допущены по настоящему делу? Какие ошибки допущены судом по гражданскому делу? Какие ошибки допущены этих предложениях.

1. Рон и Гермиона хотели помахать руками провожающих их на перроне. 2. Гермиона прислонилась к ножке кровати, поднявшись в сидящую позу. 3. Люди обнаружили позолотевшие кроны деревьев и лужи на асфальте. 4. Это закляненная семья. 5. Помахал удивленному шоферу видом Герми рукой Малфой. 6. Это был Драко с полизанными волосами. 7. Гарри вытер нос, пустивший скупую слезу. 8. Сияя, он закрыл свой класс перед ее брюзжащим лицом. 9. По всему замку разброшен металл. 10. Она увидела блеснувшую прядь светлых волос на солнце. 11. Глядишь, опять станем самым читаемым народом в мире. 12. Александра да Рока Гонсалес, по ее собственному признанию, занимается помощью сиротам, погибшим в семьях военных. 13. Не покупайте засроченные лекарства. 14. Будем чтить память падших воинов (из телеграммы фронтовикам). 15. Гостям подали красную карету, запряженную тройкой рысаков во главе с извозчиком. 15. Ущерб для здоровья, повлекшего смерть. 16. Разошедшаяся публика не покидала артистов. 17. Это, безусловно, выдающий хореограф. 17. Зачем трогать эти нетлеющие шлягеры? 18.Деньги будут вылечены в трубу.19. Холеная рука с нанизанными на пальцы кольцами. 20. У неё были проплаканные глаза.

Упражнение 117. Закончите предложения так, чтобы получились верные высказывания:

1. Деепричастие используется для того, чтобы ….

2. Деепричастия в современном русском языке распадаются на две противоположные группы: 1) …. с суффиксами …. и 2) …. с суффиксами …

3. Нейтральными в стилистическом отношении считаются деепричастия, образованные от …

4. Архаическими считаются формы с суффиксами …

5. При употреблении деепричастий нужно учитывать, что у сказуемого и дополнения должен быть …

6. Деепричастие допустимо и в безличных предложениях, где оба действия – главное и добавочное - …

Упражнение 118. Какие ошибки допущены в употреблении деепричастий? Исправьте предложения.

1. По молодому лицу расплылся румянец, пригладив светлые волосы. 2. Снейп покачал головой, опуская уши. 3. Ремус бежал, не покладая ног. 4. Обскакав лошадь, Мел поставила ее назад в конюшню. 5. Поднимаясь по лестнице в школу, двери открылись сами. 6. - Все правильно! – воскликнула она, додумав мысль. 7. Это слово все время повторяла Чжоу, дрожа руками. 8. Идя обратно на своё место, в голове Натали всё ещё отражался голос учительницы. 9. - Рон, рыжое чучело, где тебя носило?! – радостно ревел Гарри, бежа по платформе с распростертыми объятиями. 10. С трудом оторвав руку Малфоя, она бросилась прочь. 11. Постепенно глядя на огонь веки, стали слипаться. 12. Снейп смотрел на него, очерчивая рот. 13. Больно ударившись о параллельную решетку, урок был запомнен. 14. Рассевшись по местам, в класс залетел Снейп Люциус, скрипя сердцем, взглянул на подростков. 15. Сдохнув, Герми поспешила на урок. 16. Жасмин, на ходу пья кофе, встала из-за лавки.17. Сердце ее сжалось, выходя в прихожую. 18. Ноги, довольно мурлыкая, гордо проведут вас. 19. Сбивает школьницу, переходящую дорогу, соблюдая все правила.

Тема 20. Стилистика наречия

Цель : изучить стилистические особенности использования наречия и его грамматических категорий в различных функциональных разновидностях речи.

Задачи:

  • Определить особенности употребления различных разрядов и форм наречий в разных стилях речи.
  • Дать стилистическую оценку употребления форм степени сравнения и степени качества наречий.
  • Рассмотреть изобразительно-выразительные возможности наречий в русском языке.

Ключевые понятия: словообразовательные модели наречий; количественные и качественные наречия; обстоятельственные и определительные наречия; разряды наречий по значению; элятив; простые и сложные (синтетические и аналитические) формы сравнительной и превосходной степени наречий.

Вопросы для обсуждения

1. Стилистический аспект в изучении наречий

2. Стилистическая оценка разрядов наречий

3. Стилистическая оценка степеней сравнения и степеней качества наречий

Методические указания

Важная отличительная черта наречий – их соотнесенность с другими частями речи, от которых они образуются и с которыми не теряют функциональной связи. Наибольший стилистический интерес вызывают наречия, образовавшиеся от качественных прилагательных.

Изобразительно-выразительный потенциал особенно высок у следующих групп наречий: наречия, образовавшиеся на основе сравнения (по-детски, калачиком, градом); тавтологические сочетания со значением усиления: ходуном (ходить), бегом (бежать), (есть) поедом, лежмя (лежать); наречия с «усилительными» приставками и удвоением основы: строго-настрого, бело-набело ; наречия с суффиксами субъективной оценки: капельку, в диковинку, пешочком, с ленцой, частенько .

В художественной речи наиболее выразительны наречия способа и образа действия: вприпрыжку, нараспашку ; сравнительно-уподобительные: по-весеннему ; отечески, дружески . Количественные наречия (капельку, крошечку, чрезмерно, грандиозно) уточняют, смягчают или усиливают характеристику предмета

Наибольшую стилистическую активность имеют определительные наречия , а в их составе – качественные. Их стилистическая роль подобна роли прилагательных, но они определяют не существительные, а глаголы. Обстоятельственные наречи я обычно выполняют информативную функцию и, как правило, нейтральны в стилистическом отношении.

Степени сравнения образуют только качественные наречия. Различные формы сравнительной степени могут отличаться в функционально-стилевом отношении. Нейтральной считается простая форма сравнительной степени, если она не имеет вариантов: ближе, быстрее, лучше. Разговорными считаются формы сравнительной степени наречий с приставкой по -, имеющие оттенок смягченности, незначительности преобладания признака: получше, покрепче, побольше . Превосходная степень наречий в СРЯ выступает только в элятиве, указывая на самую высокую степень качества вне сравнения: нижайше кланяться, строжайше запретить . Эти формы всегда экспрессивны.

Сложные формы превосходной степени имеют разговорный оттенок, если они образованы сочетанием простой формы сравнительной степени и слов всего, всех : меньше всего, дальше всех . Форма, образованная сочетанием наречия и слов наиболее, наименее, носит книжный характер.

Степени качества наречий обозначают меру признака безотносительно к сравнению. Эти формы, образующиеся с помощью эмоционально-экспрессивных суффиксов или путем удвоения основы, всегда экспрессивны: близехонько, многовато , белым-бело, рано-рано .

К стилистическим ошибкам, связанным с употреблением наречий, относятся плеонастические формы степени сравнения наречий (более сильнее ) и употребление нелитературных форм наречий (откудова, завсегда, ширше, длиньше, отколь, куды, сюды, туды ).

Литература

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис Пресс, 2008. – С. 333-342.

Дополнительная литература

  1. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. фак. журналистики.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 185-186.

Упражнения

Упражнение 119. Закончите предложения так, чтобы получились верные утверждения:

1. Стилистическое значение наречия определяется его …

2. Указывая на признак признака, наречия выступают в такой же функции, как и….

3. Важная отличительная черта наречий – их соотнесенность с …

4. Большинство наречий образовалось от ….

5. Выделяются словообразовательные модели наречий, в основе которых лежит сравнение, например: …

6. Среди наречий, мотивированных глаголами, экспрессивны такие, которые образуют с ними…, например: ….

Пример:

«Видами искусства являются литература, музыка, скульптура и портретная живопись».

Правила деления не соблюдаются; нарушено правило соразмерности (не указаны все возможные результаты деления) и правило непрерывности (совершен переход к видовому понятию второго порядка «портретная живопись» вместо ближайшего видового понятия «живопись»).

а) Государства делятся на монархические, республиканские и демократические.

б) Двигатели бывают карбюраторные, инжекторные и электрические.

в) Право делится на публичное, частное и уголовное.

г) Климат бывает экваториальный, субтропический и умеренный.

д) Республики бывают президентские, парламентские и смешанные.

4.10. Постройте классификацию из следующих понятий.

Пример:

«Тумба; мебель; мягкая мебель; кресло; шкаф; корпусная мебель; диван».

мебель

мягкая мебель корпусная мебель

диван кресло шкаф тумба

а) Умышленное преступление; общественно опасное деяние; проступок; дисциплинарный проступок; преступление по неосторожности; административный проступок; преступление.

б) Католичество, махаяна, ислам, мировая религия, хинаяна, христианство, религия, протестантство, национальная религия, суннизм, православие, шиизм, буддизм, католицизм.

ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ

5.1. Определите вид и проанализируйте структуру следующих суждений. Суждения с отношением выразите в форме атрибутивных суждений.

Пример:

«Алексей старше Михаила».

Суждение с отношением; субъекты – «Алексей» и «Михаил»; предикат – «старше». Преобразуем в атрибутивное суждение: «Алексей является тем, кто старше Михаила».

«Обучающие программы по всем дисциплинам существуют на электронных носителях».



Суждение существования; субъект – «обучающие программы на электронных носителях по всем дисциплинам».

«Некоторые политические решения, принятые руководством СССР, были ошибочны».

Атрибутивное суждение; субъект – «политические решения, принятые руководством СССР»; предикат – «ошибочны».

а) Россия – ядерная держава.

б) Философское мировоззрение возникло позднее, чем мифологическое.

в) По данной проблеме существует целый ряд фундаментальных исследований.

г) В России русский язык является государственным.

д) Имеются факторы, ограничивающие доступность образования.

е) Свой дурак дороже чужого умника.

5.2. Приведите данные атрибутивные суждения к канонической форме; найдите квантор, субъект, связку и предикат.

Пример:

«Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на льготы».

Каноническая форма: «Все инвалиды Великой Отечественной войны являются теми, кто имеет право на льготы».

Субъект: «инвалиды Великой Отечественной войны».

Предикат: «те, кто имеет право на льготы».

Связка: «являются».

Квантор: «все».

а) Не все то золото, что блестит.

б) Горбатого могила исправит.

в) Нет худа без добра.

г) Нередко абитуриенты не подтверждают оценки, полученные на вступительных испытаниях.

д) Лбом стены не прошибешь.

е) Как правило, экономический кризис способствует оздоровлению экономики.

5.3. Определите разновидности категорических суждений, установив их структуру. Запишите формулу и буквенное обозначение каждого суждения.

Пример:

«Генералиссимус Суворов – выдающийся полководец».

Структура суждения: S есть P. Данное категорическое суждение является общеутвердительным (суждением типа А).

а) Маршрутное такси не выходит в рейс без технического осмотра.

б) Кашу маслом не испортишь.

в) Бывало, что великие музыканты не имели абсолютного слуха.

г) Лежачего не бьют.

д) Незаконная сделка считается недействительной.

е) Копейка рубль бережет.

5.4. Определите структуру суждений, изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Л. Эйлера. Установите распределенность терминов в суждениях.

Пример:

«Никакая поддержка терроризма не может быть оправдана».

Структура суждения: Ни одно S не есть P.

P +
S +

а) Во всех правовых государствах существует независимая судебная власть.

б) Немногие магазины торгуют по оптовым ценам.

в) Бывают ошибки, которые не дают жизненный опыт.

г) Футболист не должен играть руками.

д) Некоторые студенты не проходят вовремя преддипломную практику.

е) Среди ученых тоже есть спортивные фанаты.

ж) Сочи – столица зимних Олимпийских игр 2014 года.

5.5. Определите, какое суждение соответствует каждой из предложенных схем.


а) Некоторые вина являются полусухими.

б) Иногда водителями троллейбусов работают женщины.

Ответ: А-а, Б-б

А
Ж
Е
Д
Г
В
Б

а) Большинство детских книжек не являются книжками-панорамками.

б) Среди депутатов, выбранных по партийным спискам, немало женщин.

в) Ни в одном ресторане нет самообслуживания.

г) Нередко на Урале бывают снежные зимы.

д) Некоторые актеры не являются талантливыми.

е) Все кражи являются хищениями.

ж) Б.Н. Ельцин – первый президент России.

ТЕМА 6. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ

6.1. Укажите составные части сложных суждений, определите, каким логическим союзом они соединяются.

Пример:

«Стоило отцу заикнуться о плате, как капитан с яростью принимался сопеть» (Р. Стивенсон)».

Составные части: «Стоило отцу заикнуться о плате», «капитан с яростью принимался сопеть»

Логический союз: импликация («когда…, тогда…»)

а) Любишь кататься, люби и саночки возить.

б) От сумы да от тюрьмы не зарекайся.

в) Либо я получу зачет, либо я не получу зачет.

г) Око за око, зуб за зуб.

д) Поспешишь – людей насмешишь.

е) Терпение и труд все перетрут.

ж) Ни классическая механика, ни специальная теория относительности не были пригодны для описания всех физических процессов.

з) Завтра или выпадет снег, или пойдет дождь.

и) Только когда будет оплачен счет, будет принят следующий заказ.

6.2. Выделите эквивалентные и импликативные (условные) суждения. Определите основание и следствие импликативных суждений.

Пример:

1. «С глаз долой – из сердца вон».

Суждение импликативное: «Если с глаз долой, то из сердца вон».

Основание: «С глаз долой».

Следствие: «Из сердца вон».

2. «Курить – здоровью вредить».

Суждение эквивалентное: «Курить – все равно, что здоровью вредить».

а) Долог день до вечера, если делать нечего.

в) С волками жить – по-волчьи выть.

г) Дурака учить, что мертвого лечить.

д) Чему быть, того не миновать.

е) Пришла беда – отворяй ворота.

6.3. Выделите соединительные и разделительные суждения. В разделительных суждениях определите разновидность дизъюнкции.

Пример:

1. «Дружба дружбой, а служба службой».

Суждение соединительное, союз – конъюнкция.

2. «Грибы бывают ядовитые либо неядовитые».

Суждение разделительное, союз – строгая дизъюнкция.

а) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

б) Автомобиль может быть оснащен электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания.

в) «Со щитом или на щите».

г) Хлеб да вода – богатырская еда.

д) Береги платье снову, а честь смолоду.

е) Продукты могут содержать генетически модифицированные ингредиенты, либо не содержать их.

6.4. Проанализируйте структуру суждений, определите разновидности логических союзов, запишите суждения в символической форме.

Пример:

«Не родись ни умен, ни красив, а родись счастлив».

Сложное суждение состоит из трех простых, соединенных логическим союзом «и» (конъюнкцией). Первые два суждения являются отрицательными.

Символическая форма:

а) Или проводим маркетинговые исследования, или сразу приступаем к производству.

б) Экономический спад и снижение уровня жизни – причины социальных конфликтов.

в) Много будешь знать – скоро состаришься.

г) И рад бы в рай, да грехи не пускают.

д) Карьерный рост возможен только тогда, когда исполнительность сочетается с инициативностью.

е) Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

з) Мужик год не пьет, и два не пьет, а как черт прорвет, так и все пропьет.

и) Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит, да хвостом виляет.

6.5. Придумайте сложные суждения, имеющие следующие формулы.

Пример:

В данном суждении должно быть три простых входящих суждения; первые два в совокупности образуют основание импликации, а третье является следствием.

Суждение: «Если будет тепло и солнечно, то мы пойдем гулять».

а) →

б)↔

в)→

г)→

д)↔

е)→

6.6. Произведите отрицание сложного суждения.

Пример:

«Если будет тепло и солнечно, то мы пойдем гулять».

Формула:

Отрицание:

Будет тепло и солнечно, но мы не пойдем гулять.

а) Вечером я пойду в кино или в театр.

б) Если я успешно выполню контрольную работу, я получу хорошую оценку и обрадуюсь.

в) Если завтра выпадет снег или будет сильный ветер, я проведу весь день перед телевизором.

г) Если сломается трамвай и не будет маршрутного такси, то я опоздаю на занятия и не запишу начало лекции.

6.7. Находятся ли в отношении отрицания суждения в приведенных ниже парах?

Пример:

«Если будет тепло и солнечно, то мы пойдем гулять. Будет тепло и солнечно, но мы не пойдем гулять».

Суждения в данной паре находятся в отношении отрицания, поскольку в результате преобразования формулы первого суждения получается формула второго суждения

Формула первого суждения:

Формула второго суждения:

Отрицание:

а) Судья был гуманным и справедливым. Судья не был ни гуманным, ни справедливым.

б) Я куплю в буфете булочку или пирожок. Я не куплю в буфете ни булочки, не пирожка.

в) Если студент готовится к экзамену и у него хорошая память, то получение положительной оценки обеспечено. Если студент не готовится к экзамену, и у него нет хорошей памяти, то нет гарантии положительной оценки.

6.8. Определите истинность логических формул.

Пример:

a b c
И И И И И
И И Л И Л
И Л И Л И
И Л Л Л И
Л И И Л И
Л И

а) И ныне воспринять Россию - не человечество ль принять?
б) Убить Россию - это значит отнять надежду у Земли.
в) Люблю великий русский стих, не всеми понятый однако, и всех учителей
своих - от Пушкина до Пастернака.
3. В этом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире:
а) Вся земля, весной окутанная, словно белый май.
б) Море, синее и дерзкое, дом для моряка.
в) Дождик, летящий косыми линейками,
звонко стучится в окно.
4. В этом предложении тире ставится на месте пропущенного члена предложения:
а) Каждая могила - край земли.
б) И крепко спит за ним другое - слава.
в) Я буду стар, ты - молода.
5. В этом предложении между определениями надо поставить запятую:
а) Давно-давно закат померк над сонными весенними полями.
б) В бездонном небе лёгким белым краем встаёт, сияет облако.
в) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.
6. В этом предложении расстановка знаков при однородных членах соответствует схеме [ О,О,О и О]:
а) Забудешь ты мой профиль горбоносый и лоб в апофеозе папиросы и вечный смех мой…
б) Ты, как осень, ясна хороша только строже и в ласках короче.
в) И смотрю и вражду измеряю, ненавидя кляня и любя.
7. В этом предложении расстановка знаков препинания соответствует схеме [О,О,О,О и О – обобщающее слово]:
а) Камни ветер воду пламя все смирил своей уздой.
б) И тотчас вожжи сани ночь он сам и бедный конь всё станет сном библейским.
в) А виноградные пустыни дома и люди
всё гроба.
8. В этом предложении расстановка знаков препинания соответствует схеме [ О и О О и О ]:
а) Военной брани и обиды забыт и стёрт кровавый след.
б) В раннем детстве я любил тихий зал и шум на воле полночь в безднах из светил и росинки в поле
в) А шествие обходит двор по краю тротуара и вносит с улицы в притвор весну весенний разговор…
9. Исправьте ошибки в употреблении однородных членов предложения:
а) На площадях, в парках, в общественных местах сегодня проходят народные гулянья.
б) Для сдачи экзаменов по русскому языку и литературе можно выбрать не только сочинение, а также изложение с элементами сочинения.
в) Сергей приехал на каникулы отдыхать и чтобы встретиться с братьями.

Какая ошибка допущена в предложении 1 спортивные лагеря расположены недалеко от города. 2 многие ученики говорят, что новый учитель более добрее

старого. 3 малыш упал, но встав с колен он побежал дальше.4 актеры играли на под мостке установленной на центральной площади. 5 новая бухгалтерия приступит к работе с понедельника. И исправьте предложения

а1) Какие слова являются грамматической основой в одной из частей этого предложения: "Данные водные селения были обнаружены в 1854 году: вода в

Цюрихском озере спала, и стали видны ряды свай."

1)видны ряды

2)селения были обнаружены

3)видны ряды свай

4)водные селения обнаружены

а4) Укажите верную характеричтику этого предложения:

"Очевидно было, что свайная деревня погибла от пожара и что вещи, попав горящими в воду, обушлились и тем самым спаслись от гниения."

1)сложноподч с несколькими придаточными, связанными однородн. связью

2) сложное с подчинит. и бессоюзной связью между частями

3)простое

4)сложносоч

а3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОПАВ в предложении "Очевидно было, что свайная деревня погибла от пожара и что вещи, попав горящими в воду, обушлились и тем самым спаслись от гниения."

1) действ. причастие

2)страд. причастие

3) наречие

4) деепричастие

а4) В каком ряду во всех словах пропущена безуд. провер. гласная корня:

1)отв_чать приор_тет осн_щение

2)те_ретический зак_лоть настр_ение

3)разр_дить (ружье) подст_лать доб_ваться

Помогите объяснить разницу в синтаксическом строении и в значении предложений. Он не сдаст экзамен. – Ему не

сдать экзамен.

Тут всякие ходят . – Ходят тут всякие !

Знатоки считают: осетровые рыбы утратили свой вкус . – Осетровые рыбы, считают знатоки, утратили свой вкус .

Дед в тулупе и валенках сидит на завалинке. – Дед, в тулупе и валенках, сидит на завалинке .

Царица стала хохотать. – А царица – хохотать...

Задание 7. Найдите в отрывке как можно больше средств художественной выразительности.

Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, все раскрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…

И.С.Тургенев «Голуби» (из цикла «Стихотворения в прозе»).

Задание 8. Какие ошибки допущены в текстах? Укажите тип ошибки, объясните, в чем она заключается, исправьте текст.

Я приведу его дословные слова.

Сделав еще один выстрел, волк убежал в кусты.

Героями пьесы Горького «На дне» являются бомжи.

Ему представилась возможность поработать за границей.

По достижению четырнадцати лет гражданин должен получить паспорт.

Задание 9. Укажите, в каких словарях данные слова могут стоять рядом. Приведите как можно больше вариантов ответа. Если можете, укажите авторов и точные названия словарей каждого типа. Объясните назначение этих словарей.

Осудить, обсудить.

Задание 10. Как Вы знаете, при написании задания «С» ЕГЭ по русскому языку нужно аргументировать определенную позицию примерами, желательно из художественной литературы. Подберите аргументы (по 1-2) из произведений русских или иноязычных писателей к следующим тезисам:

«Заговори, чтобы я тебя увидел! » (высказывание приписывается древнегреческому философу Сократу).

«Помни, слово требует обращения осторожного. Слово может стать живой водой, но может и обернуться сухим палым листом, пустой гремучей жестянкой, а то и ужалить гадюкой » (Нора Галь, знаменитая российская переводчица).

Обратите внимание: примеры должны содержать описание действий, слов, характеров персонажей произведений, а не только цитаты (высказывания) писателей о языке!

5 Среди предложений 16-22 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.

16)Кстати, убивая больных, спартанцы попутно убивали талант в здоровых. (17)Ничто так не стимулирует прогресс, как забота о слабом. (18)Избавляясь от слабых и калек, спартанцы избавлялись от прогресса. (19)От знаменитого государства, кроме памяти о воинской доблести, не осталось ничего: ни мудрых стихов, ни статуй, ни научных законов. (20)Неинтересная была страна. (21)Нам известно из легенд, что спартанки, матери и жѐны, умели отказываться от любви. (22)Умели ли они любить - легенды об этом молчат.

6 Среди предложений 31-40 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
(31)Спартанцы умели защищаться - но что им было защищать? (32)Нелюбимых жѐн и нелюбящих матерей? (33)Право сбрасывать со скалы? (34)Свободу? (35)Но ведь и свобода нужна человеку не сама по себе, а как средство развития личности. (36)Там, где личность не развивается, свобода постепенно отмирает за ненадобностью. (37)Насколько же ярче и богаче была история Афин, где детей растили для всего многообразия жизни! (38)Конечно, реальная Спарта была обычней, будничней легендарной и не столь разительно отличалась от Афин. (39)Но и этого различия оказалось достаточно, чтобы Спарта умерла, не оставив после себя ничего, кроме славы, а Афины заложили фундамент современной культуры. (40)Кстати, напряжѐнная духовная жизнь, бурное развитие науки и искусства нисколько не мешали афинянам быть мужественными: ведь борьбу греков против персидских завоевателей возглавили именно Афины.

Перед нами пять предложений, в которых допущены речевые ошибки.

Почему это происходит

В жизни часто происходят подобные оплошности,- мы стали очень мало читать художественной литературы, а следствие этому – неумение грамотно построить даже простое предложение. В связи с этим, возникают трудности в написании сочинений, изложений, пересказов литературных произведений.

Рассмотрим неудачные примеры построения предложений

  1. У моего друга громкий смех и сломанный велосипед.
  2. К остя ходил в красных ботинках, и только глаза у него были зелёные.
  3. П о улице промчался синий, окрашенный в красную краску автомобиль.
  4. В библиотеку вошли двое - мальчик и девочка , они были братьями.
  5. М альчик боялся глубины и поэтому плавал на берегу.

Выявим речевые и лексические ошибки

  1. Оплошность первого предложения в том, что его автор умудрился совместить в одну мысль абсолютно разные вещи. Перед нами простое предложение с элементами перечисления. Получилась несуразица, так как перечисляются абсолютно разные вещи: качество друга (громкий смех ) и принадлежащая ему вещь (сломанный велосипед ) . Выражать такие разные мысли, ничем не связанные друг с другом уместно в сложном предложении, а еще лучше,- в разных предложениях.
  2. Следующее предложение – сложное (там присутствует две грамматические основы), которые автор связал между собой словами «и только». Такое связующее звено уместно, когда есть место сравнению либо описанию одного и того же предмета или действия. Здесь же опять получился «винегрет» из двух абсолютно разных мыслей.
  3. В третьем предложении отсутствует логическая связь. Сам собой напрашивается вопрос: «Почему автомобиль синий, если его окрасили красным цветом?».
  4. В следующем предложении, опять-же, хромает лексика. Мальчик и девочка могут быть братом и сестрой, но не братьями!
  5. В последнем предложении тоже допущена речевая ошибка – «плавал на берегу». Скорее всего, автор хотел сказать «плавал на мели». Ведь по берегу можно ходить, можно сидеть или лежать на берегу. Там невозможно плыть, так как берег – это не вода.
mob_info