Независимая оценка качества дополнительного образования в зависимости от запроса семей. В комитете государственной думы по образованию и науке создан экспертный совет по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению

В современном стремительно меняющемся мире система образования недолго сможет оставаться прежней. По прогнозам экспертов, уже в ближайшие годы школа перестанет играть основную роль в получении детьми образования. Слишком появляется много новых знаний, компетенций, предметных областей и профессиональных специализаций.

В Институте образования ВШЭ прошел вебинар, посвященный основным принципам разработки информационного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам в рамках проекта «Организационно-аналитическое, экспертное, информационное сопровождение и мониторинг реализации мероприятий по модернизации организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, которое предусмотрено Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы».

Эксперты Института образования ВШЭ рассказали специалистам органов управления образованием, культуры и спорта регионального и муниципального уровня, руководителям и специалистам организаций, осуществляющих дополнительное образование детей, о разработке и функционировании информационного навигатора, а также о его использовании при организации и проведении независимой оценки качества дополнительного образования.

В последние годы в российской государственной политике особое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования. Одной из последних важных инициатив в этом направлении стал приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей».

Разнообразие и вариативность программ – это огромное преимущество системы дополнительного образования. Но они влекут за собой серьезные риски в части качества этих программ и создают непростые барьеры для выбора семьёй, ребенком той программы, которая в наибольшей степени отвечала бы его интересам и возможностям.

В государственной политике эти риски и барьеры учитываются и даже предлагаются некоторые механизмы их минимизации и преодоления.

В приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей» поставлена задача создать в регионах электронные сервисы для потребителей услуг дополнительного образования, которые должны помочь им в выборе программ обучения для детей. Речь идет о сервисах-навигаторах, с помощью которых родители или сами дети могут найти интересующие их программы для получения дополнительного образования.

Самый простой вариант Навигатора: создать базу данных всех реализуемых в регионе лицензированных дополнительных общеобразовательных программ, указав адрес места их реализации, контактные данные, название, тему и направленность программы, на каких обучающихся она рассчитана (возраст, особые требования, например, к физической подготовке и др.). Можно также указать авторов программы или реализующих ее педагогов… Это уже немало. Особенно если учесть, что в регионах реализуются тысячи дополнительных общеобразовательных программ для детей, подростков и молодежи, и собрать сведения обо всех стоит немалого труда. И вот городская семья в поиске вариантов дополнительного образования для своего ребенка заходит на такой информационный портал. Набирает в поиске интересующую ее направленность, например, «танцы», и перед ней разворачивается полный список предложений. Отфильтровав его по территории доступности, семья получает перечень, например, из 5 вариантов. Все более или менее подходят под запрос. Как выбрать из них?

Можно зайти на сайт каждой организации, которые реализуют эти программы. Можно посетить каждую из этих организаций, пообщаться с педагогами и родителями… Но все это требует времени и не всегда приводит к искомой информации. Сайт может оказаться очень скудным на информацию о конкретных интересующих пользователей программах. В организации может не оказаться на месте нужных педагогов, а встреченные родители просто не захотят разговаривать.

Альтернативой всем этим реальным и виртуальным визитам могла бы стать информация о качественных характеристиках программ, размещенная всё на том же информационном портале – Навигаторе. И здесь, казалось бы, может оказаться полезным использование результатов независимой оценки качества образования, которая, согласно законодательству, в обязательном порядке должна проводиться в отношении ВСЕХ организаций, реализующих образовательные программы.

В дополнительном образовании детей отсутствуют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Федеральные государственные требования (ФГТ) действуют только в отношении программ предпрофессиональной подготовки. Все это ограничивает возможности государственного контроля качества дополнительного образования… Эффективным решением этой проблемы может стать независимая оценка, учитывающая, в том числе, мнения и оценки потребителей образовательных услуг.

Однако уникальность сферы дополнительного образования детей требует специфических подходов к ее оценке. Эта специфика на сегодняшний момент не нашла достаточного отражения в федеральных нормативных правовых документах, регулирующих вопросы независимой оценки качества образования. Некоторые предложенные в этих документах показатели и индикаторы не могут быть в полной мере применены к организациям дополнительного образования детей.

Данная предложенная процедура предполагает оценивание организации в целом. Особого внимания заслуживает задача оценки качества подготовки обучающихся, которое, согласно опросам, очень сильно интересует большинство родителей.

Оценка качества образовательных результатов, достижений обучающихся в дополнительном образовании – непростая и неоднозначная задача. Из-за отсутствия ФГОС и ограниченности влияния ФГТ, которые задают определенные требования и к условиям, и к результатам только дополнительных предпрофессиональных программ, огромный спектр дополнительных общеобразовательных программ остается за рамками этих нормативов. Как оценить образовательные результаты, полученные детьми при их освоении?

В дополнительном предпрофессиональном образовании (музыкальных, спортивных школах, например) наработан богатый опыт проведения оценки достижений обучающихся. Этот опыт можно и нужно использовать в отношении оценки результатов обучения по дополнительным общеобразовательным программам.

Использование результатов независимой оценки в сервисах Навигатора по программам дополнительного образования для детей сделают такую оценку реальным и практичным инструментом и для потребителей образовательных услуг, и для руководителей образовательных систем и организаций, и даже для самих педагогов дополнительного образования.

Навигатор может стать сервисом, не только представляющим результаты независимой оценки, но и ресурсом, позволяющим привлекать родителей к участию в оценке. Встроенные интерактивные сервисы, механизмы обратной связи обеспечат качественное и недорогое проведение оценочных процедур, их прозрачность и клиентоориентированность оценки.

Механизмы включения результатов независимой оценки в информационную базу Навигатора и использования обратной связи для проведения оценки качества программ дополнительного образования детей в настоящее время предложены Институтом образования ВШЭ. Данная модель проходит этап технической разработки как один из модулей Навигатора, разрабатываемого компанией «Образовательные технологии» (www.inlearno.ru).

Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ , специалистов органов управления образованием.

Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее .

"Управление в высшем образовании " - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования , способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.

Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.

ФАКУЛЬТЕТ « БИЗНЕСА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ » (ФБДО)

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Программа профессиональной переподготовки «Оценочная деятельность»
Специализация «Профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности »

Директор программы :

Путятин Александр Юрьевич - член Совета, член экспертного совета Ассоциации «СРОО «Экспертный совет» .

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Факультет «Бизнеса и дополнительного образования».

Существенно обновленная образовательная программа ориентирована на подготовку оценщиков-практиков. Выпускники сразу смогут выполнять работы по оценке, поскольку до 80% аудиторного времени в процессе обучения занимает практика оценки и экспертизы отчетов об оценке, а само обучение проходит при методической поддержке Ассоциации «СРОО «Экспертный совет».

В декабре 2018 года программа в очередной раз успешно прошла общественную аккредитацию, получено свидетельство Аккредитационного совета ассоциации менеджеров сроком на четыре года.

Факультет « Б изнеса и дополнительного образования» РЭУ имени Г.В. Плеханова - один из первых вузов в Российской Федерации, который начал осуществлять подготовку оценщиков. С 1993 г. в течение 20 лет Факультет подготовил тысячи оценщиков, которые успешно работают на всей территории России и за рубежом. За это время сформировался уникальный преподавательский коллектив, представители которого сочетают активную научную, преподавательскую, практическую, а также общественную деятельность.

Профессиональное сотрудничество Университета имени Г.В. Плеханова и Ассоциации «СРОО «Экспертный совет» позволило открыть первую и единственную в Российской Федерации магистерскую программу «Экспертиза отчетов об оценке» , а также существенно переработать методический подход и учебный план программы профессиональной переподготовки оценщиков.

Объединение университетского потенциала РЭУ им. Г.В. Плеханова и практического опыта Ассоциации «СРОО «Экспертный совет» дает возможность корректировать образовательный процесс с учетом изменений, происходящих в законодательстве, экономике, профессиональной сфере. Обучение направлено на формирование у слушателей навыков на базе ситуаций из реальной профессиональной практики.

В процессе обучения слушатели под руководством опытных преподавателей-практиков проводят оценку учебных и реальных объектов и составляют отчеты об оценке. В результате по итогам обучения у каждого слушателя формируется пакет из 15 шаблонов отчетов об оценке, созданных собственноручно :

  • коммерческой недвижимости (отдельно стоящее здание);
  • земельного участка;
  • объекта жилой недвижимости;
  • офисного помещения (встроенного);
  • права пользования на офисное помещение (встроенное);
  • машин и оборудования;
  • технологической линии;
  • транспортного средства;
  • НМА и ОИС;
  • товарного знака;
  • лицензии на разработку нефтяного месторождения;
  • гудвилла;
  • 100 % пакета акций в ОАО;
  • доли участия в ООО;
  • пакета акций в ОАО.

В рамках программы проводится три деловых игры «Экспертиза и защита отчетов об оценке» по основным направлениям оценки. В результате у слушателей формируются навыки осуществления контроля качества оценочных работ, проведения экспертизы отчетов об оценке, а также защиты отчетов об оценке от некомпетентных и/или недобросовестных экспертов .

Преимущества профессиональной переподготовки на факультете «ФБДО» Университета имени Г.В. Плеханова (общая презентация программы):

  • модульная система обучения, которая дает возможность последовательного освоения материала по направлениям оценочной деятельности;
  • лекции сопровождаются практическими занятиями, тренингами, мастер-классами, деловыми играми и гостевыми лекциями;
  • образовательные программы по модулям максимально адаптированы к требованиям оценочной и экспертной практики;
  • в образовательном процессе используются материалы и практический опыт по теме «Оспаривание результатов кадастровой оценки», составленные с учётом реальной практики оспаривания в Комиссиях и судах;
  • лекционные занятия и практикумы об особенностях оценки по заказам адвокатуры, а также для судебных и следственных органов;
  • рассмотрение на семинарских занятиях вопросов взаимодействия с представителями спецслужб и правоохранительных органов, особенностей работы оценщика в рамках проведения комплексных экспертиз;
  • до 80 % аудиторного времени в процессе обучения занимает практика оценки и экспертизы отчетов об оценке.

Методическое сопровождение образовательного процесса по программе осуществляет Ассоциация «СРОО «Экспертный совет».
В рамках обучения используется учебник по подготовке к квалификационному экзамену оценщиков.

Научный руководитель направления в области оценки и экспертизы : Калинкина Кира Евгеньевна - к.э.н., доцент кафедры Биржевого дела и ценных бумаг ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», вице-президент Ассоциации «СРОО «Экспертный совет» и НП «СРОО «Ассоциации российских магистров оценки», член Совета Национального совета по оценочной деятельности.

Директор Программы «Оценочная деятельность »: Путятин Александр Юрьевич - член Совета, член экспертного совета Ассоциации «СРОО «Экспертный совет».

РАМОЧНОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ РЭУ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА и Ассоциацией «СРОО «ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ»

Для разработки и реализации эффективных форм сотрудничества между Университетом и Ассоциацией «СРОО «Экспертный совет» по Программе «Оценочная деятельность» подписано Соглашение о сотрудничестве. В рамках Соглашения с 2013 года все выпускники факультета « ФБДО» Университета по программе профпереподготовки «Оценочная деятельность», вступающие в члены Ассоциации «СРОО «Экспертный совет», освобождаются от уплаты членских взносов на первый год.

Информация для поступления:

Предыдущее образование : высшее образование
Срок обучения : 9 месяцев
Форма обучения : очно-заочная (806 учебных часов).
Вступительные испытания : письменное тестирование по экономической теории.
Стоимость обучения : 90 000 руб. НДС не облагается. Возможна поэтапная оплата, наличными или по безналичному расчету.
Выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Координационный экспертный совет по дополнительному образованию МПГУ – коллегиальный совещательный орган, создаваемый в целях обеспечения и контроля ключевых показателей эффективности дополнительных образовательных программ МПГУ, координации действий сотрудников структурных подразделений Университета, в функционал которых входит разработка и осуществление стратегических и тактических мероприятий по развитию системы дополнительного образования Университета.

Состав КЭСДО МПГУ формируется из профессорско-преподавательского состава и представителей структурных подразделений МПГУ, задействованных в разработке и реализации программ дополнительного образования, а также представителей федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений, унитарных предприятий, других организаций, государственных компаний или хозяйственных обществ, представителей профессиональных ассоциаций и др.

Председателем Совета является проректор, курирующий дополнительное образование. Председатель КЭСДО МПГУ может делегировать свои полномочия заместителю председателя Совета. Решения КЭСДО МПГУ принимаются коллегиально и обязательны для исполнения членами Совета, а также работниками Университета, участвующими в разработке и реализации программ дополнительного образования, их финансовом, материально-техническом и организационно-методическом обеспечении.

Основные задачи Координационного экспертного совета по дополнительному образованию МПГУ:
1. Экспертиза и утверждение программ дополнительного образования в МПГУ: программ дополнительного профессионального образования (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки); программ дополнительного образования детей и взрослых (дополнительных общеобразовательных-общеразвивающих программ).
2. Разработка методических рекомендаций по разработке и реализации программ дополнительного образования.
3. Создание критериальной базы осуществления экспертизы программ дополнительного образования.
4. Определение приоритетных направлений развития дополнительного образования педагогических, научно-педагогических, и управленческих кадров. Определение соответствия программ дополнительного образования МПГУ социальному заказу регионов России.
5. Координация действий структурных подразделений Университета по институциональному оформлению дополнительного образования как особого образовательного сектора университета.
6. Разработка предложений Учёному совету Университета по совершенствованию системы дополнительного образования в МПГУ.
7. Анализ результатов реализации программ дополнительного образования в Университете, обоснование управленческих решений, обеспечивающих целесообразное развитие вузовской системы дополнительного образования и др.

г. Москва, 6-7 декабря 2018 г.

6 декабря в Москве на площадке МГТУ имени Н.Э. Баумана открылось V Всероссийское совещание работников сферы дополнительного образования детей, посвящённое 100-летию системы дополнительного образования. См. Программу Всероссийского совещания работников дополнительного образования детей .

В торжественной церемонии открытия совещания и пленарном заседании приняли участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации И. П. Потехина и директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России И. А. Михеев.
И. А. Михеев, выступая с докладом, сообщил, что к 2018 году охват детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования составил 71 %. Увеличению охвата детей дополнительным образованием во многом способствовало обновление его содержания.
- Сегодня в 20 регионах внедрена целевая модель развития современных систем дополнительного образования, на её реализацию из федерального бюджета в 2017 - 2018 годах выделено 360, 9 миллиона рублей. К 2022 году целевая модель развития современных систем дополнительного образования будет внедрена во всех регионах России, - заявил директор Департамента.

V Всероссийское совещание работников сферы дополнительного образования детей проходило в Москве 6-7 декабря.

На совещании также отмечалось, что в настоящее время происходит переосмысление роли педагога дополнительного образования детей. В августе этого года приказом Минтруда России (от 5 мая 2018 г. № 298н) утверждён профстандарт, устанавливающий, что педагогом дополнительного образования детей и взрослых может стать не только педагог по образованию, но и специалист-практик, образование которого соответствует направлению программы, по которой он преподает. Кроме того, приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 предусмотрено, что при реализации дополнительных общеобразовательных программ могут привлекаться студенты, получающие педагогическое образование.

Завершилось совещание награждением работников дополнительного образования из различных регионов Российской Федерации. На закрытии с заключительным словом выступила заместитель Министра просвещения Российской Федерации Марина Николаевна Ракова. Она сделала обстоятельный обзор приоритетных проектов в сфере образования Российской Федерации и задала вектор развития системы дополнительного образования, определяемый вызовами времени, переходом на парадигму цифровизации, прогнозами в сфере рынка профессий будущего, развивающимися социально-экономическими и демографическими условиями.

Справочно:
Организатором V Всероссийского совещания работников сферы дополнительного образования детей выступает Минпросвещения России. Совещание проводится с целью профессионального обсуждения актуальных результатов сферы дополнительного образования детей и разработки эффективных решений по реализации приоритетных направлений государственной образовательной политики в сфере дополнительного образования детей.
В настоящее время 15,6 млн детей занимаются по дополнительным общеобразовательным программам по шести направленностям: художественное, техническое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое и социально-педагогическое. В системе дополнительного образования детей функционируют 13409 государственных организаций, 363 - негосударственных, трудятся 280 689 педагогических работников.

В программе совещания были запланированы и прошли секции по разным направлениям дополнительного образования, круглые столы, презентационные площадки, панельные дискуссии и форсайт-сессия.
Наиболее востребованными и широкими по охвату актуального содержания можно по праву считать секции, организованные при участии ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества»:

Секция 5. Презентационная площадка «Эффективные региональные управленческие, образовательные, проектные, методические, инновационные кейсы» Подробности и материалы по ссылке

Секция 9. Панельная дискуссия «Новые профориентационные практики дополнительного образования»

Секция 10. Панельная дискуссия «Роль государственных и негосударственных организаций/проектов в формировании новой экосистемы образования»

Секция 12. Круглый стол «Новые модели интеграции и обновления программ дополнительного образования». Подробности и материалы по ссылке:

Секция 7. Круглый стол «Развитие образовательного потенциала народных художественных промыслов». Подробности и материалы по ссылке

Секция 10. Художественная направленность. Панельная дискуссия «Art-Future-skills — компетентностные перспективы художественной направленности дополнительного образования». Подробности и материалы по ссылке

Выставка в фойе Концертного зала с программой мастер-классов по различным направлениям и программам художественной направленности.
(См. фотоальбом Выставки и отзывы в соцсетях)

Основной лейтмотив всех мероприятий ФГБУК «ВЦХТ» на Всероссийском совещании - это обновление содержания и технологий программ художественной направленности при бережном отношении к традициям и истокам отечественного художественного образования, вопросы интеграции с другими направленностями, формирование компетенций 21-го века в областях детского художественного творчества, расширение программного поля направленности за счет освоения Атласа новых профессий, использование инновационных образовательных, информационно-коммуникационных, социокультурных и пр. технологий.
Среди спикеров секций, организованных при участии ФГБУК «ВЦХТ», - авторитетные представители научного и профессионального сообщества, бизнеса, культуры и искусства.
Секции стали площадками активных дискуссий и встреч практиков и теоретиков, представителей различных регионов и федерального центра; пространством продуктивного профессионального общения.
Неслучайно, что именно по результатам работы секции художественной направленности появился и транслируется в педагогические сообщества регионов через интернет-ресурсы ФГБУК «ВЦХТ» документ, задающий вектор развития на период до следующего совещания. Это Манифест разработчиков новой цифровой технологической модели художественного творческого конкурса для детей и молодежи ART Future Skills (принятый на Секции 10 07.11.2018 единогласно при одном воздержавшемся).

МАНИФЕСТ РАЗРАБОТЧИКОВ НОВОЙ ЦИФРОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСКОГО КОНКУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ART FUTURE SKILLS
Мы, руководители, педагоги, ученые и специалисты, участники 5 Всероссийского совещания работников системы дополнительного образования, на рубеже нового 100-летия государственной системы дополнительного образования детей, констатируем и признаем острую необходимость принятия актуальных решений для ускоренного обновления содержания и технологий дополнительного образования художественной направленности.
Принимаем новые технологические вызовы времени, выражаем консолидированную профессиональную готовность для обеспечения новых условий использования цифровых технологий для поддержки художественного творчества детей, предоставления новых возможностей для реалистичности успеха каждого ребенка.
Согласно данным мониторингов, в настоящее время дополнительным образованием в России охвачено 13,5 млн детей в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет 67,7% от общей численности детей. При этом художественная направленность остается самой массовой в стране: по разным данным - от 32% до 41%. Действующие проекты поддержки и продвижения одаренных детей охватывают только 7% особо одаренных детей в науках, искусствах, спорте, что соответствует не более 4% рынка труда. Средний возраст педагогических кадров в системе дополнительного образования 50+.
Признавая огромный разрыв в скорости и гибкости овладения цифровыми технологиями педагогическими кадрами в системе дополнительного образования и детьми - представителями поколения Z, понимая необходимость быстрого перехода в ближайшей перспективе к новым формам профессионального и карьерного роста, процедурам аттестации и повышения квалификации педагогов дополнительного образования в соответствии с Профстандартом, национальным проектом «Учитель будущего», и др.; поддерживаем инициаторов разработки новой цифровой технологической модели художественного творческого конкурса для детей и молодежи «ART-Future-Skills».
Считаем необходимым создать Рабочую проектную группу для разработки концепции новой цифровой технологической модели художественного творческого конкурса для детей и молодежи «ART-Future-Skills» на базе организации - инициатора ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества». Считаем целесообразным создать Экспертный Совет из числа представителей профессионального экспертного сообщества для экспертного анализа и продвижения новой модели конкурса. К компетенциям рабочей группы отнести: подбор и включение специалистов в разработку пакета нормативно-правовых и программно-методических документов нового Конкурса; взаимодействие со всеми организациями; информирование региональных ресурсных центров об этапах подготовки и запуска Конкурса на сайтах ВЦХТ, Единого национального портала дополнительного образования. К компетенциям Экспертного совета отнести: проведение экспертизы подготовленных материалов; информирование педагогического сообщества и проведение вебинаров и семинаров на базе ВЦХТ; предоставление информации об экспертных оценках для региональных ресурсных центров дополнительного образования художественной направленности; оказывать всемерную поддержку по разработке концепции новой цифровой технологической модели художественного творческого конкурса для детей и молодежи «ART-Future-Skills».
Направить в состав рабочей группы квалифицированных специалистов организаций дополнительного образования, которые мы представляем. Поддержать необходимые процедуры подготовки педагогов к новому конкурсу участием в программах повышении квалификации, вебинарах и семинарах.
Поддержать запуск нового Конкурса участием педагогов и детей. Будущее уже здесь! Вперед, в новое цифровое столетие дополнительного образования! Участники секции № 10 V Всероссийского совещания работников системы дополнительного образования 2018 года. 7 декабря 2018 г.
Открыт набор заявок в состав рабочей группы.
Предложения по участию в рабочей группе просим направлять на электронную почту: [email protected] в срок до 28 декабря 2018 года

mob_info