Распределение после вуза беларусь. Законные способы избежать распределения: один сложнее другого

Как долго придётся отрабатывать бюджетнику? Можно ли выкупить свободный диплом и во сколько это обойдётся? расскажет о нюансах распределения, чтобы оно не стало для тебя сюрпризом.

Отработка после вуза

После вуза нужно отрабатывать два года. Исключение составляют выпускники , , , , и те, кто учился в педагогическом классе и поступил в вуз по собеседованию, — им придётся работать по распределению 5 лет.

Если ты окончил на бюджете и в год выпуска поступил на дневное бюджетное отделение , твоя отработка откладывается на время обучения. Ты должен отработать положенный срок, указанный в договоре на обучение. Если бакалавр-бюджетник поступает в магистратуру на платное, то он обязан отработать распределение после I ступени высшего образования параллельно с учёбой.

Выпускник аспирантуры (бюджет) также отрабатывает тот срок, что указан в договоре.

Получать образование в магистратуре, аспирантуре могут и , но по окончании той или иной ступени всё равно придётся отработать пять лет.

Отработка после колледжа

После получения профессионально-технического образования нужно отработать один год, среднего специального — два.

Можно ли отказаться от распределения после вуза?

Если ты не хочешь отрабатывать, напиши заявление об отказе от распределения. Примерно через месяц университет пришлёт расчётный лист, в котором будет указана сумма компенсации за обучение на бюджете за каждый семестр. Что в неё входит? Хозяйственные расходы вуза, зарплата преподавателей, взносы в ФСЗН, траты на ремонт и т. д. Всё это делится на количество студентов-бюджетников — ты выплачиваешь свою долю.

Размер компенсации может доходить до $ 20 000. Такую сумму быстро вернуть непросто

От момента получения расчётника у тебя есть полгода, чтобы начать выплачивать компенсацию университету. По истечении данного срока вуз подаёт в суд, и выставленную сумму взыскивают принудительно. К примеру, высчитывают из твоей зарплаты, размер удержания может достигать 50% — это на усмотрение суда. При смене места работы исполнительный лист «следует за тобой», так что улизнуть не удастся. Лучше выплачивать компенсацию добровольно, в таком случае платишь ежемесячно посильную сумму, срок не ограничен.

Выпускники колледжей и лицеев также могут компенсировать затраты на свою подготовку в обмен на свободу от распределения.

Если у тебя нет чётких планов на будущее или не уверен, что захочешь отрабатывать после вуза, : это дешевле, чем возмещать траты вуза на обучение.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Согласно Кодексу об образовании, все выпускники дневной бюджетной формы подлежат распределению. Если ты из их числа или ещё собираешься поступать на бюджет, обязательно прочти этот материал, чтобы быть в курсе нюансов распределения. Будущему профессионалу полезно читать не только литературу по специальности, но и нормативные документы. проштудировал Положение о распределении выпускников и доступно объяснит, как проходит направление на работу.

Организация распределения

Когда распределяют выпускников?

Распределение проходит не позднее чем за два месяца до окончания учёбы, т. е. примерно в апреле уже известно точное место отработки. За месяц до начала процедуры комиссия по распределению знакомит выпускников с нормативными документами и планом распределения. Обычно вся информация размещается на стендах факультета. Само направление на работу вручается выпускнику вместе с дипломом.

По какому принципу распределяют выпускников?

Выпускники распределяются в соответствии с их специальностью и квалификацией. Преимущественное право на получение специалистов от вуза имеет базовая организация (для медвузов — Министерство здравоохранения, педагогических — Министерство образования и т. д.). Только после того, как запросы базовой организации будут закрыты, возможно распределение в другие организации.

«А у меня есть на примете организация, куда хочу распределиться. Как быть в таком случае?»

Если выпускник сам нашёл организацию, в которую хочет распределиться, ему нужно принести в вуз письменный запрос на распределение (обязательно в соответствии со специальностью). Но такие запросы удовлетворяются только в некоторых случаях:

— выпускники включены в банк данных одарённой молодежи и банк данных талантливой молодёжи;

— запросы поступили из организаций, в которых эти выпускники проходили производственную и преддипломную или преддипломную практику;

— отсутствуют места работы согласно заявкам, которые поданы в вуз организациями-заказчиками кадров.

Что учитывает комиссия при распределении выпускников?

Право выбрать место распределения из списка предложенных комиссией предоставляется выпускникам, включённым в банк данных одарённой молодёжи и банк данных талантливой молодёжи. Остальные распределяются в соответствии с их успеваемостью (средним баллом); активным участием в научной и общественной жизни; местом прохождения производственной и преддипломной практики; состоянием здоровья; семейным положением и местом жительства семьи; личными пожеланиями выпускника.

Окончательное решение о распределении принимается на заседании комиссии, о котором сообщают заранее, в присутствии выпускника. Игнорировать эту встречу не стоит. Решение будет принято всё равно, но уже без учёта мнения студента.


Кто имеет право на свободный диплом или перераспределение?

Свободный диплом

Получить свободный диплом имеют право лишь некоторые категории абитуриентов, например, сироты, инвалиды, беременные женщины и матери (отцы) детей до трёх лет. Полный список смотри в . Разумеется, в комиссию нужно подать документы, которые подтвердят право на свободное распределение. Если вуз не может дать такому выпускнику рабочее место в соответствии с его положением и выпускник не принёс запрос, то выдаётся свободный диплом.

«Я не принадлежу ни к одной категории в списке выше: что тогда?»

Если ты не принадлежишь к указанной выше категории, шансы получить свободный диплом малы. Это может произойти в том случае, когда вуз или колледж не может обеспечить рабочим местом.

К слову, когда организация-заказчик кадров не нуждается в специалисте, по правилам она должна известить вуз не позднее чем за месяц до распределения, что не может взять на работу заявленное число выпускников. Но так происходит не всегда. Так что после предварительного распределения наведайся на потенциальное место работы и узнай, нужны ли там твои услуги. Если не нужны, пусть тебе оформят письменный отказ от приёма на работу. С этим документом обратись в комиссию по распределению. Будут места — тебе предложат другое, нет — могут распределить по твоему запросу или дать свободный диплом.

Порой вуз не может распределить по твоей специальности и тогда предлагает работу по близкой специальности. Выпускник имеет полное право отказаться от такого места работы. Тогда вуз либо займётся поисками подходящего места, либо даст свободный диплом.

Если вуз даёт бюджетнику свободный диплом, потому что не может трудоустроить, значит, учебное заведение готовит лишних специалистов. Такие случаи Министерство образования планирует свести на нет.


Уже сейчас нужно начинать работу с заказчиками кадров. В этом году распределение должно быть 100% — никаких свободных дипломов ввиду отсутствия мест для трудоустройств быть не может. Каждый руководитель персонально отвечает за эту работу.

Василий Жарко, заместитель премьер-министра Беларуси

Свободный диплом можно получить, и возместив государству стоимость обучения.

Перераспределение

Если в течение срока отработки в жизни молодого специалиста, молодого рабочего (служащего) возникают обстоятельства, предусмотренные 6 пунктом статьи 83 Кодекса об образовании, он может воспользоваться правом на перераспределение. Есть и .

Распределение по целевому направлению

Изначально знают, где им придётся отработать пять лет после вуза, три года после колледжа и два — после лицея. Случаи, когда выпускник освобождается от целевого направления и не возмещает государству средства, потраченные на его обучение, оговариваются в . Скажем сразу: замужество, учёба в магистратуре, аспирантуре, декретный отпуск не освобождают от распределения по целевому направлению.

Чтобы распределение не стало большим огорчением, лучше заранее позаботиться о будущем месте работы. И, конечно, выбирать профессию в соответствии с планами на жизнь. Сложно определиться самому — .

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

сайт продолжает серию материалов о современном образовании. Насколько существующая в Беларуси система образования сочетается с требованиями рынка труда? В связи с переходом от дефицита работников к нехватке рабочих мест, механизм распределения выпускников становится не благом, а прикрытием неэффективной системы образования в Беларуси.

Владимир Дунаев: Распределение студентов в Беларуси становится абсурдом

В мае 2015 года Беларусь приняли в Болонский процесс. При этом Беларусь обязалась приблизить свою систему образования к общеевропейским нормам, выполнив к 2018 году требования так называемой Дорожной карты . Этот документ содержит 7 конкретных пунктов реформирования, и самый первый из них относится к совершенствованию национальной системы квалификации.

Это инструмент гармонизации системы образования и рынка труда. Учёт не просто образовательной «корочки», но полученных компетенций. Именно это сейчас самый острый и важный аспект реформирования системы высшего образования в Беларуси, считает член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев . Решая этот вопрос, нужно серьёзно переосмысливать и существующую систему распределения выпускников бюджетной формы обучения.

Владимир Дунаев : «Вопрос о распределении становится очень болезненным, потому что государство не в состоянии исполнять свои обязательства. Мы перешли от ситуации дефицита кадров к дефициту рабочих мест для выпускников вузов. В таких условиях распределение становится абсурдной вещью».

Член Общественного Болонского комитета, бывший вице-ректор ЕГУ Владимир Дунаев

Многие молодые специалисты не востребованы работодателями, потому что компетенция выпускников не соответствует запросам рынка труда. В условиях дефицита кадров этим можно пренебрегать, но при экономическом кризисе и недостатке рабочих мест требования к специалистам становятся более жёсткие.

Владимир Дунаев : «Наша система образования не ориентирована на компетенции. Пока она абсолютно изолирована от требований рынка труда, им [чиновникам системы образования] всё равно или почти всё равно, что на этот счёт думают работодатели».

Самое страшное, что система не замечает всю остроту этой проблемы. Просто потому, что цифры «наверх» поступают приукрашенными.

Статистику улучшают шантажом и угрозами

Система распределения выпускников всё больше превращается в фикцию. Правительство принципиально не желает отказываться от механизма, полученного в наследство с советских времён. Если на бумаге фиксируется большое число выданных справок о свободном трудоустройстве, значит, существующая система образования не соответствует потребностям рынка труда, и её нужно менять. Это не вяжется с тезисом Лукашенко и других чиновников о том, что система высшего образования в стране не нуждается в реформах.

Кристина Мурашёва : «Если ранее пробелами в законодательстве пользовались студенты, то теперь ими начали пользоваться вузы».

Чтобы приукрасить ситуацию, Министерство образования доводит до руководства университетов, что как можно большее число выпускников должны быть распределены. Ректорат, в свою очередь, давит на деканов, те - на руководителей кафедр. В конце беспощадной вертикали, работающей на отчётные цифры, а не на реальный результат, оказываются беззащитные студенты.

С тем, чтобы отчёты «наверх» выглядели более привлекательными, в отсутствие заявок с предприятий, университеты всеми правдами и неправдами вынуждают выпускников приносить собственные заявки. Самый безобидный вариант улучшить статистику - это просто просить студентов об этом.

«Минский колледж связи говорит, мол, приносите фиктивные заявки, хоть от индивидуального предпринимателя. Зачем? Для того, что закрыть статистику» , - рассказывает Кристина Мурашёва , эксперт программы « Распределение» и председатель Братства организаторов студенческого самоуправления (БОСС).

Кристина Мурашёва, председатель БОСС

Второй год БОСС проводит юридические консультации для студентов на тему распределения. С начала этого года за правовой помощью обратились около 200 учащихся как из Минска, так из регионов. Студенты рассказывают, что порой администрации учебных учреждений не гнушаются прибегать к неприкрытому давлению и манипулированию.

Кристина Мурашёва : «Случается, администрации университетов грозятся парням армией, но обычно угрожают возмещением финансовых средств, затраченных на образование, через суд. Но это возможно лишь в случае отказа от распределения. Если же сам факт распределения не состоялся, то о каком суде может идти речь? То есть, это пустые угрозы. Но мы зафиксировали неоднократные случаи такого давления».

Выходит, что учащимся не только не разъясняют их права, но и сознательно вводят в заблуждение. Новинка этого года - растягивать сроки предоставления заявок на распределение.

Кристина Мурашёва : «Комиссии по распределению принимают решение продлить срок предоставления заявок. Но законно ли это? По законодательству, решение должно быть принято за два месяца до выдачи диплома. Более того, в Высшем государственном колледже связи выпускникам выдали диплом, и уже после выдачи говорят: приносите заявки!»

Не новый, но популярный способ «закрыть дырки» - распределять выпускников, исходя из чрезмерно широкого толкования полученной специальности, не учитывая специализацию.

Кристина Мурашёва : «Выпускников архитектурного факультета БНТУ распределяют преподавателями черчения либо на кафедру самого университета. Выпускников инженерных специальностей, а они очень разнообразные - инженер по охране труда, инженер-проектировщик - иногда распределяют исходя из самого общего профиля. В процессе распределения администрации почему-то забывают про справочник специальностей, либо просто его игнорируют».

«Только 8% выпускников отвечают требованиям бизнеса»

Компетенции большинства выпускников белорусских вузов не соответствуют требованиям бизнеса, уверен Александр Мудрик , директор по персоналу Группы компаний «Алютех». И «большинство» - это мягко сказано. По оценкам специалиста, лишь 8% выпускников приближены к требованиям бизнеса .

Александр Мудрик : «Это те, кто в вузы шли осознанно, выбирали профессию взвешенно и не разочаровались в ней в процессе учёбы. Это те, кто во время учёбы показывал высокие результаты по текущей успеваемости, читал дополнительную бизнес-литературу, посещал бизнес-тренинги и дополнительно учился на бизнес-курсах. Это те, кто использовал различные виды учебной практики не как возможность потусоваться и дополнительный вид отдыха от учёбы, а как возможность приобрести практикоориентированные знания, навыки и умения».

В прошлом году Александр Мудрик победил на конкурсе «HR-бренд 2015» в номинации «HR-персона года». Фото: zis.by

Система высшего образования в Беларуси, по мнению Александра Мудрика, чрезвычайно инерционна, консервативна и преследует совершенно другие цели, которые отличны от целей бизнеса. Претензия эксперта к экономическим специальностям, в частности, - преждевременное определение специализации.

Александр Мудрик : «Не проще ли предоставить всем одинаковый, фундаментальный, системный, максимально охватывающий, объём знаний по экономике в течение первых трёх-четырёх лет учёбы в вузе и только на последнем курсе дать узкую специализацию? Причём, специализацию с учётом потребностей в специалистах у реальных работодателей (государственных и негосударственных), с возможностью прохождения практики и стажировки на конкретную должность».

Привилегия для «платников» превращается в дискриминацию

В новых экономических реалиях система распределения в существующем виде ещё и дискриминирует студентов, обучающихся за свой счёт, считает Владимир Дунаев.

Владимир Дунаев : «Выпускники вузов делятся на две категории: обучающиеся за счёт бюджета и подлежащие распределению, и те, кто учатся за свой счёт. Они, согласно действующему законодательству, не имеют статуса молодых специалистов. Во времена дефицита кадров эта ситуация воспринималась как некая привилегия для «платников». Сегодня же это становится дискриминацией».

Действительно, студентов, обучающихся за счёт бюджета, ранее могли (да и сейчас могут, но заявок намного меньше) без учёта их пожелания распределить на предприятие в глубинку. «Платники» избегали такой участи, и выпускники многих специальностей воспринимали это как хорошую возможность самостоятельно найти лучшее место работы.

Белорусские вузы получили поручение правительства о том, что все выпускники должны быть трудоустроены. Университетам и институтам надо «дополнительно проработать» вопрос и «обеспечить стопроцентное распределение». В редакцию написали возмущенные выпускники БГУ — справки о свободном трудоустройстве некоторым подписали еще в апреле, а расписаться за них не дают, требуя заявку от работодателя.

Студенты БГУ прислали в редакцию TUT.BY фотографии писем, которые показывают на их факультете. Это поручение правительства о том, что трудоустройство выпускников должно быть стопроцентным, и вузам надо обеспечить стопроцентное распределение.

— Мы, мягко говоря, возмущены. Окончательное распределение состоялось в апреле, а предварительное было в марте. В апреле в присутствии всей комиссии был подписан приказ о предоставлении справки о свободном трудоустройстве. В городах, куда должны были распределить, не было вакансий. Сейчас, за неделю до выпуска, нам звонят и говорят, что свободный диплом предоставлять нельзя и нас надо распределить. Просят принести заявки от компаний, где мы сейчас работаем, — рассказывает один из студентов. — В положении о распределении есть 7-я статья, по которой место распределения мы должны знать как минимум за два месяца до выпуска. А диплом получать уже в конце недели.

Студент рассказывает: в вузе от ребят, у которых уже есть право на «свободный диплом», требуют принести заявку на распределение от работодателя. При этом преподаватели не скрывают: от некоторых частных компаний заявки принимать не будут.


— Непонятно, что теперь будут делать с приказами о нашем распределении, которые были подписаны еще в апреле, — беспокоятся студенты. — Подписывать новые задним числом? В распоряжении сказано, что всем выпускникам должны предоставить статус молодого специалиста и соответствующие льготы. Мы готовы написать заявление, что добровольно от льгот и статуса отказываемся и ни к кому претензий не имеем. Но такой вариант тоже не устраивает университет.

Начальник управления высшего образования Министерства образования Сергей Касперович факт проведения учреждениями высшего образования работы по стопроцентному распределению и наличия соответствующих поручений Министерства образования подтверждает.

— Уже на протяжении как минимум двух лет и правительство, и министерство, и университеты стремятся обеспечить всех бюджетников рабочими местами, — отмечает Сергей Касперович. — Если у человека есть льгота, например, если жена едет к мужу, или муж к жене едет туда, где нет работы, — конечно, такой студент получает справку о самостоятельном трудоустройстве. Законные права на льготу никто не отбирает. Но тех выпускников, которые получили образование за бюджетные средства и которые подлежат распределению, стремятся трудоустроить.

Весенние решения о «свободных дипломах» представитель Министерства образования называет «предварительными».

— Можно предположить, что эти решения принимались из-за недостаточного количества мест на момент проведения предварительной работы по распределению. Распределение фактически до выпуска может вестись. Более того, никто не отменял перераспределение.

Выпускникам, которые уже сами устроились на работу, Сергей Касперович предлагает не волноваться, а просить у работодателей заявки на распределение.

— Трудоустройство по распределению — это еще и социальные гарантии. Если человек работает по распределению — его не могут уволить, если он не нарушает трудовое законодательство. Это забота государства. То, что у правительства и Министерства образования есть желание трудоустроить всех — ничего плохого нет в ситуации, когда нет избытка рабочих мест в отдельных секторах экономики.

Что же делать тем выпускникам со свободным дипломом, которые уже нашли работу в негосударственных компаниях? По словам Сергея Касперовича, вузы не имеют права не принимать заявки на распределение от предприятий частных форм собственности.

— Заявки принимаются от организаций всех форм собственности: частной, государственной, смешанной. Другое дело, когда заявок избыточное количество, сначала удовлетворяются заказы базовых организаций, потом тех, где студенты были на практике, потом всех остальных. В соответствии с действующим законодательством об образовании все организации в этом плане равны, все имеют право на выпускника. Но полагаю, что ситуации с избытком заявок там, где их не хватало на стадии предварительного распределения, сейчас нет.

В Беларуси решено узаконить обязательное распределение выпускников вузов. А как в России?

Споры о плюсах и минусах распределения для выпускников-бюджетников белорусских вузов идут уже не первый год. Одни считают тяжелой ношей обязательную двухлетнюю отработку после университета. Другие, напротив, — шансом получить первое рабочее место и бесценный опыт в профессии.

И все же специальность специальности рознь: где-то дипломированные работники без проблем находят работу по душе, а где-то охотнее получают так называемые свободные дипломы и сами отправляются на поиски. Но этой весной система распределения обещает стать строже: вице-премьер Василий Жарко поручил на 100% обеспечить бюджетников первым рабочим местом. Готовы ли к такому повороту университеты и предприятия?

Молодому специалисту — именно такой статус получает пришедший на работу по распределению — положены дополнительные выплаты и бонусы. Во многих регионах, чтобы закрепить кадры, вчерашним студентам помогают решить еще и жилищный вопрос: предоставляют место в общежитии, предлагают на льготных условиях построить квартиру. Поэтому закономерно, что из года в год немало платников также пользуются правом на получение от вуза первого рабочего места. И все же главная причина нежелания отрабатывать распределение — невысокая зарплата. Впрочем, и здесь есть исключения: в некоторых сферах именно за счет дополнительных выплат доход молодого специалиста может быть на уровне более опытных коллег. В приоритете при распределении, что логично, государственные предприятия, но в некоторых отраслях в последние годы активно стали подтягивать и частников, о необходимости активной работы с которыми говорили уже не раз. Причем не только на примере высших учебных заведений, но и для колледжей и учреждений профтехобразования. В этом году, настаивает белорусский вице-премьер, никаких свободных дипломов ввиду отсутствия мест для трудоустройства быть не может, а за 100-процентное распределение отвечают руководители вузов:

— Уже сейчас нужно начинать работу с заказчиками кадров. Мы кардинально изменим систему прогнозирования потребности в кадрах. Правительством принято соответствующее постановление, и не вузы будут определять, кого и сколько им набирать на обучение, потребность в кадрах будет формировать Министерство труда и социальной защиты совместно с Минэкономики и Минобразования с учетом потребности экономики, демографического прогноза и баланса трудовых ресурсов.

К 1 марта от университетов ждут обоснованные контрольные цифры приема, а Министерству образования к этому времени нужно в каждом вузе проверить целесообразность специальностей и специализаций с учетом их профиля работы. Есть вопросы и к срокам обучения: нелогично, когда один вуз готовит экономистов за 4,5 года, а другой — за 4. В правительстве не сомневаются: нужен один стандарт подготовки для всех, при котором политику будет определять ведущий профильный вуз.

Но готовы ли университеты уже этой весной на все сто обеспечить первым рабочим местом всех, кто учился бесплатно? Для отраслей, где традиционная нехватка кадров, такое поручение не станет проблемой. К примеру, в главном педагогическом вузе страны, БГПУ имени М. Танка, в прошлом году на 946 выпускников дневной формы обучения пришло 959 заявок.

Во многих регионах, чтобы 
закрепить кадры, вчерашним 
студентам помогают реально 
решить и жилищный вопрос.

По некоторым специальностям и вовсе на каждого молодого учителя сразу несколько предложений. Такая ситуация для вуза не новость, ведь на самые востребованные факультеты здесь из года в год увеличивают набор, но специалисты все равно в цене. Особенно острая ситуация на факультете начального образования, где только в последние три года вдвое увеличили цифры приема и на бюджет набирают по 100-120 первокурсников.

Куда сложнее придется выпускникам по специальностям, дефицита которых на рынке нет, особенно в регионах. Но вузы сейчас вовсю работают с потенциальными работодателями и уверены, что места для молодежи найдутся, было бы желание работать. С оптимизмом на ситуацию смотрит и Георгий Вершина, первый проректор Белорусского национального технического университета, который подтверждает, что в прошлом году в вузе и так было 100-процентное распределение. А этой весной, говорит, станет даже проще. Причин на то несколько. Во-первых, наблюдается рост экономики, во-вторых, открываются новые предприятия, которым нужны инженеры. Третья причина — за год заметно лучше удалось отладить работу с заказчиком.

Справка «СОЮЗа»

В 2017 году в Беларуси распределены 24 тысячи выпускников вузов. Это на 5200 больше, чем годом ранее. Такой рост молодых специалистов объясняется тем, что во многих университетах был двойной выпуск из-за сокращения сроков обучения. В итоге первое место работы получили 98,9% выпускников-бюджетников (в 2016 году распределено 96%). Еще 1200 платников дневной формы обучения распределены по их пожеланию.

Как в России

Разговоры о распределении выпускников в последние десять лет шли и в России. Причина в том, что выпускники вузов не возвращались туда, откуда приехали, а оставались в тех городах, где заканчивали вузы. Речь шла в первую очередь о социальной сфере — учителях и врачах, которые получали не очень высокие зарплаты в регионах. Сейчас ситуация поменялась, зарплаты врачей и учителей по так называемым Майским указам президента привязаны к средней зарплате по экономике региона и по факту везде выросли. В Москве, например, учителя могут получать за ставку и 60, и 70 тысяч рублей, в Сочи — 31-32 тысячи, в Новосибирске — 25-30 тысяч. Ставка врача московской поликлиники — от 50 до 75 тысяч. Теперь вопросы о распределении все чаще задает молодежь, которой хочется после окончания вуза иметь гарантированное рабочее место. Тем не менее к распределению в прежнем смысле слова возврата нет. Его заменяют целевые направления от работодателей.

Министр образования и науки России Ольга Васильева не раз подчеркивала: «Можно разговаривать и рассуждать именно о трехстороннем контракте. То есть это контракт между вузом, работодателем и тем студентом, который участвует в этом трехстороннем соглашении».

Ее поддерживают ректоры. «Распределение противоречит Конституции России и закону об образовании. Возврата к крепостному праву у нас не будет. Я не верю в работу «из-под палки», — говорит ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

К сожалению, та модель трехстороннего целевого контракта, которая была принята в последние годы, себя не оправдала. Правила таковы, что льготы при поступлении получить можно, а вот заставить студента-целевика вернуться домой на работу не так-то просто. Никакого наказания за невыполнение договора для выпускника нет. Вдобавок договоры были юридически уязвимы и не учитывали житейские обстоятельства: как быть, если студент обзавелся семьей или тяжело заболел и не может менять место жительства? А если он получил целевое направление, но потом отчислился из вуза или перевелся на другую специальность?

По поручению Правительства России Минобрнауки в 2017 году подготовило поправки в законодательство, которые ужесточат требования к выполнению условий договоров. Пока поправки находятся на рассмотрении в Госдуме, но есть надежда, что набор 2018 года пройдет по новым правилам: целевикам придется отработать не менее трех лет, а за невыполнение обязательств заплатить штраф.

Студент будет обязан «освоить образовательную программу», иными словами, отчисление за двойки может являться условием для штрафов. На предприятии, которое направило студента на учебу, придется отработать не менее трех лет, а если работодатель не сможет обеспечить молодого сотрудника работой, то заплатит штраф сам — трехкратный размер среднего заработка в этом регионе.

mob_info